Лайфхаки наставника: консультационный вебинар № 5
31 июля мы провели пятый консультационный вебинар, посвящённый работе наставника. В очередной раз поговорили о том, какие функции выполняет наставник в образовательном процессе, насколько важна именно эта, не самая главная на первый взгляд роль.
Первой выступила Дарья Вьюнова, руководитель методического отдела, кандидат педагогических наук, автор программ ДПО по методике преподавания и человек, ответственный за счастье преподавателей в OTUS. Она обстоятельно рассказала о роли наставника, о порядке его взаимодействия с коллективом и о том, какие возможности получает наставник в OTUS: — возможность учиться на любом курсе с 50%-ной скидкой; — возможность посещать занятия на других курсах бесплатно; — возможность научиться преподавать на курсе «Онлайн-преподаватель»; — возможность пойти в преподаватели и даже написать свою авторскую образовательную программу, стать руководителем на курсе.
Новые наставники, посетившие вебинар, познакомились со своими продюсерами и узнали, с кем придётся взаимодействовать в процессе работы:
После этого был большой блок, посвящённый особенностям обратной связи со студентами. Ведь основная задача наставника — поддержать студента и предоставить ему внимание эксперта, в котором нуждается каждый в процессе обучения. Нужно помочь студенту пройти этот путь, а не «дотащить» его до конца обучения против воли.
Следует поддерживать, а не наказывать. Ну и не забывать про правило «бутерброда»:
Кроме того, важно помнить: — на проверку ДЗ у нас есть 48 часов; — если берем ДЗ, ставим статус «На проверке»; — если не проверили ДЗ в течение 48 часов, ДЗ снова уходит в статус «Надо проверить»; — студенты пришли за понятным и расширенным фидбэком, а не словом «принято».
Советы бывалого
Как это уже стало традицией, мы пригласили поделиться опытом бывалого наставника. В этот раз нас посетил Михаил Горшков, программист из «Лаборатории Касперского», разработчик на языках C++, Python и Java. Он окончил курс по C++ в OTUS и долгое время был там наставником. После написал программу курса Алгоритмы для разработчиков, где сейчас успешно преподаёт. А ещё Михаил регулярно пишет авторские статьи для нашего блога. В общем, перед нами действительно бывалый во всех смыслах этого слова.
Будучи наставником, Михаил проверил множество домашек, приобрёл бесценный опыт и выработал собственную стратегию работы. Давайте посмотрим её основные тезисы: 1. Задачи наставника: — обеспечить усвоение материала студентом; — максимально развить его потенциал; — выработать культуру программирования у студента. 2. Как работать: — индивидуальный подход; — тщательная проверка домашек; — если есть возможность, опционально нагружать студента доп. заданием или предлагать сделать подзадачу следующего уровня сложности. 3. Как комментировать домашки: — сразу максимально полно написать коммент ко всей сделанной домашке, охватив всё сделанное до конца; — если проверяете после возврата на доработку, нужно проверять опять с начала до конца на случай багов. 4. Как выглядит безопасный тестовый стенд: — докер; — запуск без прав рута. 5. Как себя вести, если ДЗ выполнено хорошо: — если всё совсем ок, что бывает крайне редко, нужно написать об этом и похвалить за конкретные детали реализации, причём подробно (упомянуть их). Но даже в этом случае всегда найдутся пути улучшения решения — указать их. А ещё можно рассмотреть альтернативные варианты решения задачи и спросить, почему студент их не выбрал. 6. Как себя вести, если ДЗ выполнено плохо: — если программа не собирается, не работает, содержит несовместимые с жизнью баги — всё равно постарайтесь найти плюсы, похвалите за усердие, немного поругайте, а затем похвалите авансом и с надеждой на исправление. 7. Как понять мотивацию студента: — индивидуализируйте отклик настолько, насколько это возможно; — старайтесь направлять работу в нужное русло; — если студент делает ДЗ «на отвяжись», ставьте ему минимальный балл и больше не приставайте; — если студент «тянет», предложите ему улучшить решение/доп. задачу. 8. Основной принцип наставника: «Похвалить — поругать — похвалить».
Своё выступление Михаил сопроводил красочной презентацией, а в конце ответил на все вопросы, которые возникли у слушателей. В завершение мероприятия участникам было предложено пройти опрос.