Методика обучения

Напомнить о начале
О курсе

Вы давно в профессии, у вас накопился большой опыт, который вы готовы передать другим? Попробуйте себя в области образования!
Обучение других – не только увлекательный процесс и шанс реализовать себя в новой области, это возможность структурировать свои знания и получить новые, общаясь с профессионалами.
Наверняка вы сталкивались с тем, что нужно ввести в курс дела нового сотрудника вашей компании или провести внутреннее обучение среди коллег. Разумеется, уметь что-то, например – программировать на Python или даже просто использовать то или иное ПО, и учить этому – два принципиально разных навыка, поскольку применение первого предполагает по большей части взаимодействие человека и машины, а второго – человека с человеком. Именно поэтому подход, который часто используют корпорации «научить ключевых, а они научат остальных» - редко срабатывает.
По нашему опыту, начинающие преподаватели часто вспоминают студенческие времена и пытаются, что называется «давать материал»: читать лекции, драть за невыполнение домашнего задания, устраивать экзамены по билетам и т.п. В свою очередь те, на кого эта деятельность направлена, вспоминают те же времена, принимаются сачковать, прогуливать (какое еще обучение? У меня дела!) и пытаться сдать на халяву. Можно сказать, что в подобных историях нередко те, кто учит и те, кого учат - совмещают неприятное с бесполезным какое-то отведенное время, после чего начальство ставит галочку «обучение проведено» и выпускает людей работать без сформировавшихся навыков и достаточных знаний.
Разумеется, с этим можно что-то делать и разумеется именно на это направлен курс «Методика обучения» компании otus: мы учим учить.
Курс организован таким образом, чтобы каждый участник смог в процессе обучения написать собственную программу обучения, создать к ней систему оценки, материалы и прочее, что нужно и протестировать то, что получилось, в безопасной среде. Т.е, если вы выберете этот курс, то во время занятий, примерно 80% которых будут уделены практике, будете создавать элементы своей будущей программы, из которых в конце сможете собрать ее, как паззл, и представить где и кому нужно.
Основная идея курса «Методика преподавания» такова: если кто-то пришел учиться преподавать, ему в первую очередь надо дать возможность попробовать это сделать.

Программа курса
1
Планирование и организация курса и занятий
2
Практика преподавания
Занятие 1: Знания vs. навыки: соотношение в учебном процессе. Обзор курса: цели, принципы, условия организации.

ДЗ

Перечень компетенций. Составить два списка, каждый - минимум из пяти пунктов (если получится сформулировать больше - отлично): в первом указать, что будут знать студенты, которые пройдут обучение на вашем курсе, во втором - что они будут уметь, на основе этого списка сформулировать перечень компетенций, которые формируются в процессе курса.
Занятие 2: Дифференциация участников обучения. Стили обучения

ДЗ

Создание заданий. На выбор
1. Разработать 2 (два) задания для использования на своих курсах и выложить в Slack
2. Найти и представить материал о существующих подходах к дифференциации студентов (помимо стилей обучения), отобразить эти подходы в виде таблицы. Создать задание, согласно рассмотренной дифференциации.
Затем:
3. Выбрать любые два задания коллег, которые до вас не были выбраны другими, и сделать следующее:
1) Попытаться выполнить или проанализировать выбранные задания
2) По итогам высказать свою точку зрения по каждому заданию и обосновать ее, используя примерно 50 слов (можно больше или меньше) на каждый пункт:
• Является ли задание осмысленным с вашей точки зрения как студента и как преподавателя
• Является ли инструкция и критерии оценки задания понятными
• Достаточно ли задание сложное/простое, исходя из посылки, что слишком простое задание, как и слишком сложное вызовет у студентов отторжение
Занятие 3: Целеполагание задания, занятия, курса

ДЗ

Цели занятий. 1. Сформулировать цели по алгоритму и принципам SMART для первых 5 (пяти) занятий своего курса
2. Дать обратную связь целям 5 (пяти) занятий других участников, ответив на следующие вопросы:
• Соответствуют ли цели алгоритму. Почему
• Соответствуют ли цели принципам SMART. Почему
• Являются ли цели, с вашей точки зрения, практикоориентированными
Занятие 4: Создание программы курса

ДЗ

Создание программы курса. 1. Доработать и представить проекты программы курса (первые 10 тем)
2. Дать обратную связь на проект 1 (одной) программы курса другого участника, ответив на следующие вопросы:
• Прослеживается ли целостность и взаимосвязь тем, целей и заданий в программе
• Рекомендации и пожелания составителю
Занятие 5: Создание заданий и активностей

ДЗ

Создание задания. 1. Создать две самостоятельных работы на проверку разного уровня усвоения
2. Дать обратную связь на две СР других участников курса
Занятие 6: Планирование занятий: структура, динамика, соотношение теория/практика.

ДЗ

Создание плана занятия. 1. Разработать 2 (два) проекта планов занятий по 30 минут
2. Дать обратную связь на 2 (два) плана занятия других участников, аргументируя свою оценку по следующим пунктам:
• Выполнены ли и как принципы динамики занятия – хронометраж, соотношение блоков, смена деятельности, четкие инструкции
• Соответствует ли план занятия поставленной цели
• Рекомендации и пожелания составителю
Занятие 7: Оценка деятельности на занятии, критерии достижения целей занятий, самооценка

ДЗ

Создание критериев оценки заданий. 1. Представить проекты системы оценивания и самооценки студентов
2. Дать дескриптивную вербальную оценку системы оценивания другого участника, отметив сильные/слабые стороны
3. Представить видеофрагмент своего занятия (не более 3 минут), на который хотелось бы получить фидбэк
Занятие 8: Выдача и прием обратной связи: устно/письменно, формально/свободно

ДЗ

Создание формы фидбэка. На выбор
1. Создать форму обратной связи для использования на занятиях
2. Написать эссе 100-200 слов на тему «Всегда ли обратная связь является оценкой»
3. Оценить фрагмент занятия по видеозаписи, используя предложенную форму обратной связи или собственную
4. Дать обратную связь на форму обратной связи/эссе
Занятие 9: Проведение вебинаров

ДЗ

Создание плана вебинара. 1. Разработать 2 (два) полных плана занятия (1,5 – 2 часа), которые участник будет проводить в рамках своего курса
2. Дать обратную связь на 2 (два) плана занятия других участников
Занятие 10: Как проводить дни открытых дверей

ДЗ

Снять тестовое видео рассказа. Снять тестовое видео рассказ
Занятие 11: Работа преподавателя на платформе Otus
Преподавательская:
- ввод тестовых вопросов
- ведомость проверки домашних заданий
- размещение материалов для проведения занятий
- опросы студентов по результатам занятий
Занятие 12: Практика: проведение занятий для участников курса

ДЗ

Подготовка и проведение вебинаров. Разработать материал к вебинару в соответствии с планом занятия
Занятие 13: Практика: проведение занятий для участников курса

ДЗ

Подготовка и проведение вебинаров. Разработать материал к вебинару в соответствии с планом занятия
Занятие 14: Практика: проведение занятий для участников курса

ДЗ

Подготовка и проведение вебинаров. Разработать материал к вебинару в соответствии с планом занятия
Занятие 15: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 16: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 17: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 18: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 19: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 20: Практика: проведение занятий для участников курса
Занятие 21: Защита программ обучения участников

ДЗ

Презентация полной/готовой программы. Изучить 1 (одну) полную программу одного из участников (включая цели, критерии оценки и т.п) и дать по ней обратную связь, т.е. развернутый отзыв письменно или в видеозаписи примерно по такому плану:
• Преимущества программы, с точки зрения применения
• Недостатки программы, с точки зрения применения
• Обоснование возможности/невозможности применения программы
• Предложение по внесению изменений и применению программы
Занятие 22: Проработка кейсов
Расписание
Дата и время
Событие
Группа
Teacher-2018-01
20 февраля, вторник
20:00 — 21:30
Оценка деятельности на занятии, критерии достижения целей занятий, самооценка
Teacher-2018-01
Teacher-2017-12
21 февраля, среда
20:00 — 21:30
Проработка кейсов
Teacher-2017-12
Teacher-2018-01
22 февраля, четверг
20:00 — 21:30
Выдача и прием обратной связи: устно/письменно, формально/свободно
Teacher-2018-01
Teacher-2018-01
27 февраля, вторник
20:00 — 21:30
Проведение вебинаров
Teacher-2018-01
Teacher-2018-01
1 марта, четверг
20:00 — 21:30
Как проводить дни открытых дверей
Teacher-2018-01
Преподаватели
Дарья Вьюнова
Опыт преподавания дисциплин педагогического цикла на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей в областном педагогическом вузе более 10 лет.
Более 5 лет готовит педагогов общего, профессионального и дополнительного образования к профессиональной деятельности в части методики преподавания своего предмета и организации продуктивного процесса обучения.
Автор и ведущая программ дополнительного профессионального образования (Преподаватель, Организация продуктивного обучения в безопасной среде в условиях реализации ФГОС, Методика планирования и организации деятельностных занятий в логике ФГОС и др.), сценариев методических занятий для педагогов (УМЦ и школы г.Одинцово), материалов для очных и дистанционных дисциплин (МГОУ, программа проф.переподготовки «Преподаватель»).

- Закончила МГОУ (бывш.МОПИ им.Крупской), курсы проф.переподготовки «Преподаватель высшей школы», защитила кандидатскую диссертацию по педагогике
"Педагогика вокруг нас.
"Не надо ничего придумывать, все, что есть рядом и есть наша среда обучения. Моя задача - сделать ее безопасной"
Олег Швец
Педагог, автор и ведущий курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Опыт преподавания дисциплин педагогического цикла на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей - 3 года, опыт работы в школе – 10 лет.
Профессиональные интересы: системно-деятельностный подход, активные методы обучения, управление проектами, безопасная среда.

Преподавание совмещает с работой руководителя ИТ проектов в крупной компании.
«Для меня в преподавании и детям и взрослым ключевые слова не «должен» и «нельзя», а «можно» и «давайте попробуем»