Ретроспектива в Scrum: философия постоянных улучшений
Япония дала миру многие интересные идеи. В области управления вы наверняка вспомните Kanban и Kaizen. Kanban изначально был системой организации конвейерного производства и процессов его снабжения, а затем был подхвачен IT-сообществом и превращён в прекрасный инструмент управления IT-процессами.
Kaizen – философия постоянного улучшения процессов, философия мелких ежедневных изменений к лучшему. Kaizen является одним из необходимых принципов построения Kanban-систем, но и в Scrum есть место для постоянного совершенствования. И это, конечно же, Ретроспектива.
Кстати, термин Scrum, как название подхода к управлению разработкой, тоже предложили два японца – интересный факт, не правда ли?..
Разберём поподробнее
Итак, у нас есть философия постоянных улучшений. Если сравнить идеи участников процесса с «топливом» для этих улучшений, то Ретроспектива – та «печь», в которой мы это «топливо» превращаем в движение вперёд. А любой инженер скажем вам, что от «печи» в этом вопросе очень многое зависит. Эффективность сгорания топлива определяется в первую очередь дизайном устройства, в котором оно горит.
Точно так же и с Ретроспективой. От её дизайна (плана проведения) и от самого её проведения зависит очень многое! Ретроспектива – главное событие Спринта с точки зрения влияния Scrum-мастера на рабочий процесс. В течение всего Спринта задача Scrum-мастера – готовиться к будущей Ретроспективе. Собирать свои наблюдения за ходом рабочего процесса, акцентировать внимание членов команды разработки и Владельца Продукта на каких-то моментах, заслуживающих вынесения на Ретроспективу, готовить какие-то данные (статистику по спринтам, например, или сравнительный анализ хода Обзоров спринта).
Как всё происходит?
В последние дни Спринта на основе всех сделанных наблюдений и собранных данных Scrum-мастер начинает думать о дизайне будущей Ретроспективы. Проводить каждую Ретроспективу по одному и тому же сценарию – не самый лучший путь. Ведь техник проведения Ретроспектив огромное множество: разные из них дадут разные результаты в зависимости от уровня зрелости Команды, вовлечённости её членов в результат работы, от хода Спринта, от многих других факторов.
Кроме того, по-разному строится ход Ретроспективы для анализа успешного (когда основной вопрос – «что у нас хорошо и что нам повторять в будущем») и провального (когда основной вопрос – «что у нас плохо и чего на избегать в будущем») Спринтов. Хороший Scrum-мастер оперирует десятками активностей для Ретроспектив, складывая их в дизайн, подходящий для его Команды именно в это время и в этом месте.
На курсе «Scrum-мастер» вы узнаете о том, из каких стадий состоит Ретроспектива, какие активности подходят для какой стадии и как строить дизайн своих неповторимых Ретроспектив, ведущих вашу команду к постоянному совершенствованию!