Видеокурс

Scrum-мастер

Стоимость: 10 500 ₽

Видеокурс «Scrum-мастер»
Обучение на видеокурсе состоит из двух частей: просмотр записанной на видео теории и общение с преподавателем на вебинаре.
Записи теории в полном объеме еще не готовы. Мы будем выкладывать их по мере создания.
Встречи с преподавателем мы планируем проводить раз в две недели. Следите за расписанием.


Курс будет полезен:
- разработчикам в организациях, которые уже решили перейти/переходят на Scrum и ищут внутренних кандидатов на роль Scrum-мастера;
- менеджерам проектов в тех же компаниях/условиях;
- разработчикам, которые подумывают о переквалификации в менеджеров;
- менеджерам, которые устали менеджерить;
- HR-специалистам, которые хотят быть в курсе и понимать, о чём речь;
- менеджменту среднего уровня в организациях, которые уже решили перейти/переходят на Scrum - чтобы понимать, что происходит/будет происходить с их компанией

Вы сможете успешно работать Scrum-мастером, даже если в компании до этого не было таких прецедентов.

Программа содержит практические инструкции по переходу от теории к практике. И уже в процессе выполнения домашних заданий можно будет поменять что-то в своей компании в лучшую сторону. Длительность курса позволит наблюдать изменения во времени и приобрести на практике необходимый опыт, с которым можно устроиться на работу Scrum-мастером.

В процессе обучения вы получите ответ на такие вопросы, как:
Что такое Agile?
Что такое Scrum?
В чём разница между ними?
Из чего состоит фреймворк Scrum?
Почему он построен именно так?
В чём смысл и задача каждой роли, встречи, артефакта Scrum?
Что делает и за что отвечает каждая роль Scrum?
Что нужно уметь, знать, делать Scrum-мастеру?
Что такое фасилитация? Как изменить отношение к встречам?
Зачем нужна обратная связь (по продукту, по работе), как её организовывать?
Зачем и как Scrum-мастер влияет на культуру организации в целом?
Как узнать, в чём я силён, а в чём - не очень?
Как использовать свои сильные стороны и развивать те, что не очень? :)
Как измерять свою работу, свою полезность?
Куда двигаться дальше?
Как перейти от теории к практике прямо на своем рабочем месте, даже если кажется, что вам никто не разрешит?
Расписание
Будет проводиться 24 октября, среда
Преподаватель Марина Арефьева

Стоимость: 10 500 ₽

Модуль 1
Знакомство с культурой Agile
Модуль 2
Фреймворк Scrum
Модуль 3
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Модуль 4
Scrum в масштабе организации
Модуль 5
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Модуль 6
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Модуль 7
Проведение Agile-трансформации
Знакомство с культурой Agile
Предпосылки и история возникновения Agile. Что такое Agile? Разница между Agile и построенными на его базе подходами к работе (Scrum, Kanban).
Роль Scrum-мастера в современных компаниях (вебинар №1)
У участников курса появится понимание роли Scrum-мастера и сформируются/скорректируются ожидания от курса
Введение в культуру Agile. Эмпирический процесс. Agile манифест. Cynefin
Участники узнают базовую терминологию Agile, поймут отличие Agile от основанных на Agile процессов, узнают три составляющие эмпирического процесса и получат знания о делении ситуаций на 4 домена в зависимости от характерного уровня неопределённости
Домашние задания: 1
ДЗ
Отражение эмпирического процесса в принципах Agile-манифеста. 1. Прочтите 12 принципов Agile-манифеста.
2. Про каждый из них подумайте - какая из трёх составляющих эмпирического процесса отражается в данном принципе.
3. Запишите свой ответ и обоснуйте, почему Вы так решили.
Фреймворк Scrum
История возникновения Scrum. Фундамент Scrum: ценности и эмпирический процесс. Роли, артефакты, события.
Обзор фреймворка Scrum
Участники познакомятся с историей и предпосылками возникновения Scrum. Закрепят понимание разницы между Agile и Scrum. Узнают, почему Scrum - фреймворк и что нужно добавить к Scrum, чтобы построить рабочий процесс. Узнают область наилучшего применения Scrum.
Scrum: роли (владелец продукта, команда разработки, Scrum-мастер)
Участники узнают роли Scrum, их зоны ответственности, ожидаемое поведение и типичные ошибки реализации ролей.
Домашние задания: 2
ДЗ
Поиск ошибок в Scrum-ролях. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите в них ошибки в ролевой модели Scrum.
3. Предложите возможные пути их исправления.
ДЗ
Создание модельной ситуации про ошибки в Scrum-ролях. 1. Какие из ошибок, рассмотренных на занятии, не были включены в модельные ситуации в самостоятельной работе?
2. Придумайте и опишите модельную ситуацию, включающую эти ошибки (хотя бы одну из них). Укажите, как проявляется эта ошибка в ситуации. Предложите свои пути решения.
Вебинар №2
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Scrum: артефакты
Участники узнают об артефактах Scrum, близко познакомятся с инкрементом, бэклогом продукта и бэклогом спринта.
Scrum: встречи. Фасилитация встреч
Участники узнают о событиях Scrum, о целях и логике различных событий. Получат базовое понимание целей и методов фасилитации. Узнают об ожидаемом поведении Scrum-мастера во время каждого из событий Scrum и о типичных ошибках в реализации событий Scrum.
Домашние задания: 2
ДЗ
Улучшаем наши встречи. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в которых описано типичное событие Scrum (встреча).
2. Какие недостатки в организации и проведении встречи Вы видите?
3. Согласны ли Вы с предложениями Scrum-мастера из модельной ситуации? Предложите свой вариант решения.
ДЗ
Фасилитация за пределами Scrum-командв. Какие ещё события (встречи) происходят в организации за пределами Scrum-команды? Возьмите любую из них, опишите её текущее состояние, оцените его и предложите пути улучшения ситуации.
Основные навыки и умения Scrum-мастера
Что нужно знать, уметь и делать Scrum-мастеру.
Scrum-мастер в деталях: зоны ответственности
Участники узнают об обязанностях Scrum-мастера по отношению к Владельцу Продукта, Команде разработки и организации за пределами Scrum-команды. Узнают, какие для этого необходимы навыки и оценят свой прогресс в этих навыках.
Вебинар №3
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Бэклог продукта и бэклог спринта. Пользовательские истории. Помощь Scrum-мастера владельцу продукта в работе с бэклогом
Участники закрепят знания о форматах бэклогов, узнают о приёмах работы с ними и о том, как Scrum-мастер помогает Владельцу продукта в работе с бэклогом. Узнают о пользовательских историях, их сильных и слабых сторонах и о типичных ошибках в работе с пользовательскими историями.
Домашние задания: 2
ДЗ
Хорош ли наш бэклог?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Найдите ошибки в ведении бэклога продукта и в том, как Владелец продукта с ним работает.
3. Предложите вариант помощи Владельцу бэклога для исправления ситуации.
ДЗ
(Не)пользовательские (не)истории. Напишите (придумайте или вспомните) 3-4 "пользовательские истории", которые по факту ими не являются. Укажите на ошибки, допущенные при их написании. Предложите, как записать их по-другому (возможно, нужно что-то переделать более глобально, на более раннем этапе?).
Вебинар №4
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Различные приёмы и подходы к планированию. Помощь владельцу продукта в подготовке к планированию. PBR
Участники закрепят знания о том, что такое планирование спринта. В деталях узнают, как оно проходит и какова роль Scrum-мастера во время планирования. Узнают обычные ошибки, связанные с планированием спринта. Вспомнят о необходимости Владельцу продукта постоянно работать над качеством бэклога продукта.
Обзор спринта. Роль обзора спринта в жизненном цикле продукта и команды. Роль скрам-мастера, помощь команде во время обзора спринта
Участники вспомнят о формате и целях обзора спринта. Узнают в деталях об ожидаемом поведении каждой Scrum-роли во время этого события. Научатся находить и исправлять типичные ошибки обзора спринта.
Домашние задания: 2
ДЗ
Где же мы ошиблись?. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации, в каждой из которых описан ход планирования и обзора спринта в некоторой команде.
2. Как вы думаете - проблемы, выявленные на обзоре спринта, связаны с тем, как проходило планирование? Укажите возможную связь.
3. Предложите Владельцу Продукта и Команде разработки, что нужно улучшить в планировании и/или обзоре спринта, чтобы улучшить работу.
ДЗ
А давайте попробуем!. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на обзор спринта? Если да - как его можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного обзору спринта, в Вашей команде (компании)?
Ретроспектива. Влияние ретроспективы на успех команды
Участники вспомнят, что такое ретроспектива спринта. Углублённо познакомятся с целями ретроспективы и ожидаемым поведением Scrum-мастера во время этого события.
Домашние задания: 1
ДЗ
Исследуйте одну проблему, которую можно решить за две недели. 1. Составьте список известных Вам проблем в процессах
2. Аккуратно расспросите людей о проблемах
в личных беседах
3. Составьте черновик бэклога изменений
4. Распишите как бы вы решали самую верхнюю из задач
бэклога изменений
5. Как и во “взрослом” бэклоге распишите критерии выполнения.

В качестве домашнего задания пришлите:
1. Одну пробему, которую вы собираетесь решать
2. Список мер, которые вы собираетесь
предпринять в ближайшие две недели.
3. Критерии успешного выполнения изменений.
Стадии ретроспективы. "Бриллиант фасилитации". План ретроспективы
Участники узнают, что такое "бриллиант фасилитации" и через какие стадии Scrum-мастер должен провести команду, чтобы привести её к решению. Научатся строить план ретроспективы.
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 2. У Вас в команде (компании) практикуется что-то похожее на ретроспективу спринта? Если да - как её можно улучшить прямо в следующий раз? Если нет - какой первый шаг можно сделать к появлению события, аналогичного ретроспективе спринта, в Вашей команде (компании)?
Различные дизайны ретроспектив. Где и как взять больше
Участники познакомятся с различными шаблонами ретроспектив, узнают о существовании большого количества онлайн-ресурсов с готовыми шаблонами и упражнениями. Получат идеи для самостоятельного развития навыка проведения ретроспектив.
Домашние задания: 1
ДЗ
Подготовка к ретроспективе. 1. Рассмотрите модельную ситуацию, описывающую ситуацию в команде после обзора спринта.
2. Предложите 3 плана проведения ретроспективы, использовав не менее 5 различных приёмов (упражнений). Упражнения возьмите с указанных ресурсов в сети.
3. Укажите, каких целей Вы хотите достичь, используя именно эти упражнения в этой ситуации.
Вебинар №5
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Взаимодействие Scrum-мастера с владельцем продукта. Основные дисфункции ВП, как с ними работать
Закрепим знания о роли Владельца продукта. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Взаимодействие Scrum-мастера с командой разработки. Основные дисфункции команды, как с ними работать
Закрепим знания о Команде разработки. Узнаем о частых ошибках в реализации этой роли и как с этим бороться.
Основные дисфункции Scrum-мастера. Карго-культ Scrum и Agile - как не допустить, как исправить
Закрепим знания о роли и обязанностях Scrum-мастера, познакомимся с типичными ошибками реализации этой роли и Agile/Scrum вообще. Узнаем, как с этим бороться
Домашние задания: 2
ДЗ
Большая охота на зомби. 1. Рассмотрите 2 модельные ситуации.
2. Опишите, какие дисфункции в каких ролях Вы видите.
3. Предложите пути исправления ситуации.
ДЗ
Посмотрим в зеркало. 1. Посмотрите на черновик своего "радара навыков", созданного в ходе занятия 3.1.
2. Если что-то хочется изменить - смело меняйте!
3. Если нет - подумайте, почему (Вы действительно так хорошо попали с первого раза, или есть другие причины?).
4. Сравните старый и новый радары навыков, расскажите свои выводы о себе как Scrum-мастере.
Вебинар №6
Обсудить самостоятельные работы, обсудить живые кейсы студентов, ответить на вопросы студентов, выдать новые самостоятельные работы.
Scrum в масштабе организации
Scrum-мастер должен работать не только в масштабе своей команды, но и в среде, окружающей команды. Этот модуль посвящён тому, что и как ему надо делать на этом уровне.
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: циклы обратной связи
Вспомним о встроенных в Scrum циклах обратной связи, особенно о тех, что направлены вовне команды. Подумаем, что можно добавить к Scrum, чтобы как можно шире охватить среду, в которой работает команда
Домашние задания: 1
ДЗ
А давайте попробуем! - 3. Предложите любое своё действие на уровне организации (отдела, департамента - главное, ВНЕ команды), которое что-то улучшит в работе компании. Что именно оно улучшит? Почему? Кому и как вы пойдёте "продавать" это изменение? Как вы будете проводить его в жизнь?
Работа Scrum-мастера с организацией и внешней средой: культура Agile в масштабах всей компании. Quick view фреймворков масштабирования
Повторим самый важные моменты из пройденного. Кратко познакомимся с подходами к распространению Agile в масштабах малой, средней, крупной, огромной организации.
Создание Scrum-команды в неадаптированной среде. Бизнес-анализ
Достаточно легко стать Scrum-командой, если ранее уже существовали Scrum-команды. Но кто-то же должен быть первым? В некоторых компаниях приходится даже отстаивать право на то. чтобы вообще создать постоянную команду. Вместо этого стандартный механизм предполагает выделение минимального времени сотрудника на рабочую группу по данному вопросу, иногда даже 2 часа в неделю(то есть по факту в основном на совещания). В этом модуле мы разбираем способы действий в ситуации, когда нельзя просто взять и принести подходы в свою команду, а нужно поменять окружающую действительность до этого.
Чек-лист готовности к работе Scrum-мастером
Домашние задания: 1
ДЗ
Попробуйте себя в роли HR-гадалки: определите, какие вакансии стоит занимать исходя из описания, а какие нет.. 1) Найдите на hh.ru 5 вакансий scrum-мастера
2) По каждой вакансии постарайтесь сделать анализ, насколько представление компании о роли Scrum-мастера соответствует Scrum Guide
3) Напишите небольшое эссе по этим 5 вакансиям, какая из них вам кажется наиболее перспективной с точки зрения нормальных условий для Scrum-команд.
Самостоятельный переход на Scrum
Вы сможете изучить методологию самостоятельного перехода к Scrum без использования платных консультантов и с прогнозируемым результатом.
Домашние задания: 1
ДЗ
Проанализируйте, что сейчас в ваших процессах критично отличается от Scrum и предстоит изменить. . Проанализируйте, что сейчас в ваших процессах критично отличается от Scrum и предстоит изменить.

Выделите 5 изменений в вашем подразделении, которые должны произойти в первую очередь до Scrum-революции.

Напишите короткий чек-лист изменений, приложите его в качестве домашней работы.
Модель Коттера внедрения изменений как лучший друг Scrum-мастера
Вы изучите одну из самых популярных моделей внедрения изменений, основанную на научном исследовании профессора Гарвард Бизнес Скул Джона Коттера, как реально внедряются изменения средних и крупных компаниях, длившемся более 20 лет.
Домашние задания: 1
ДЗ
Шаг за шагом, пропишите ваш план "захвата" вашей команды. 1. Для перечня изменений из предыдущего домашнего задания определите, какие изменения в оргструктуре сделают эти изменения неизбежными.
2. Попробуйте представить, кто может быть заинтересован в изменениях, которые важны для вас, и кому вы их будете “продавать”.
3. Составьте аргументацию для потенциальных участников команды перемен. Пришлите в качестве домашнего задания перечень должностей и предположительную аргументацию для них в виде списка.

Я обычно ориентируюсь на как можно более высокие позиции в компании, например, директора по развитию.
Вебинар
Минимальные инструменты бизнес-анализа. Дерево текущей действительности и дерево будущей действительности
Коучинг владельцев продуктов и топ-менеджмента
Подготовка владельца продукта к изменениям по итогам анализа. Типичные страхи и ограничения функциональных структур, с которыми предстоит работать
Вебинар
Коучинг топ-менеджмента как инструмент изменений, которые действительно приблизят команду к желаемому состоянию. Борьба с чувством обреченности в команде
Проведение Agile-трансформации
Как помочь людям избавиться от выученной беспомощности и раскрыть новые уровни улучшения процессов: межкомандная ретроспектива
Границы между ролями Scrum-мастера и Agile-коуча
Проведение "открытых" тренингов для тех, кто больше всего мешает вашему способу работы. Lego Scrum как способ превратить противников в сторонников
Коучинг продуктовнера и обучение его Scrum: где грань и какая польза от этих инструментов
Критерии успешности перехода на Scrum со стороны бизнеса, как понять цель и помочь команде туда дойти
Минимальные требования
Soft skills - хорошие коммуникативные навыки, терпение и терпеливость. Интровертам и желающим власти - точно не стоит) Требований по hard skills нет. Навыки программирования либо любой другой инженерной профессии будут плюсом, так как позволит легче найти общий язык с разработчиками и получить у них необходимый кредит доверия. Знание ИТ слэнга будет плюсом по той же причине.
Преподаватели
Марина Арефьева
На текущий момент является «лицом» культуры управления продуктами МТС. Занимается консультированием более 10 команд различных продуктов, которые самостоятельно двигаются к изменениям, включая «Мой МТС» и http://torg.mts.ru

Agile-коуч, специалист по проектированию пользовательского опыта и интерфейсов мобильных приложений. В линейке несколько авторских и переработанных базовых тренингов. Сертифицированный практик Agile(2011) и Kanban(2014). Преподаватель лекции «Agile» в Нетологии. Автор учебного курса для студентов MBA City Business School.

С 2005 по 2015 года работала на таких позициях, как: тестировщик, инженер-испытатель, старший инженер-программист, ведущий инженер по качеству, менеджер проектов. Этот опыт позволяет глубоко понимать проблемы различных ИТ-профессий и находить с представителями общий язык.

Закончила Новосибирский Государственный Университет, Факультет Информационных Технологий, инженер-программист, 2011.
Андрей Павленко
В настояще время фриланс-консультант по Agile-трансформациям компаний, организационным и культурным изменениям, командообразованию. Ведет тренинги и учебные курсы по Agile, Scrum, Kanban. Персональный и командный коуч.

В IT с начала 2000-х. Работал программистом, тимлидом в больших и средних компаниях; техническим директором - в нескольких не очень больших стартапах. В 2014-м году, как раз работая техническим директором в одном финтех-стартапе, в очередной раз столкнулся с типичными проблемами менеджмента и увидел выход из создавшегося тупика в следовании Agile-культуре и организации работы в компании по Scrum.

После успешной трансформации финтех-стартапа поработал Scrum-мастером и Agile-коучем в крупных и средних компаниях в России (средних размеров онлайн-агентство по продаже авиабилетов и очень крупный телеком-оператор) и за рубежом (крупная компания игровой индустрии, Латвия). Получил неоценимый опыт как успехов, так и неудач.

Изучает одно из направлений психотерапии, так как уверен, что роль Scrum-мастера и Agile-коуча глубоко психологична, и соответствующие знания и навыки приносят большую пользу (а иногда и просто необходимы!) в такой работе.

Сертифицированный скрам-мастер (CSM) от Scrum Alliance с 2014-го года.

Стоимость: 10 500 ₽