P2P-обучение или «от равного к равному»
Что такое P2P?
Прообразом сетевого обучения (P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) в образовании стали так называемые «пиринговые сети». Децентрализованность и возможность каждого быть равным участником в процессе передачи данных перекочевал в активное обучение.
Как это работает?
В онлайн-обучении чаще всего используется P2P-задания: 1. Преподаватель создает задание. 2. Студент его выполняет. 3. Доступ к работе студента открывается для группы. 4. Каждый участник группы оставляет свой отзыв (анонимно). 5. Эти отзывы доступны для студента, выполнившего задания. 6. Преподаватель получает информацию о качестве выполнения заданий и активности студентов.
Как использовать P2P на вебинарах?
- Преподаватель делит студентов на пары и распределяет по сессионным залам.
- Дает задание, которое студент выполняет индивидуально.
- Студенты обмениваются ответами на задание, проверяют по критериям оценки и дают друг другу обратную связь на задание.
Иначе в отечественной педагогике этот метод называется парная работа со взаимопроверкой.
Взаимная проверка заданий в онлайн-курсах не всегда работает. При добавлении P2P-заданий участники по привычке выбирали более простые механики с быстрой обратной связью.
Три условия, когда P2P работает:
- Много людей. Так будет больше шансов, что задание проверят быстро.
- Мало проверок. Лучше давать на проверку 1-2, максимум 3 задания. Чем больше — тем дольше ждать ответов.
- Мотивированные участники. Задания p2p хорошо подходят, когда нужен обмен опытом, идеями. Например, творческие задания, когда нет правильных ответов, или в задаче есть несколько путей решения.
В итоге объем полученных знаний и навыков у студентов значительно увеличивается в сравнении с классической схемой «один учитель и много студентов». А также оценка в форме комментария (без баллов) принимается студентами как более ценная и полезная.
Хотите знать об онлайн-образовании больше? Записывайтесь на курс "Онлайн-преподаватель" в OTUS!