Лайфхаки наставника: консультационный вебинар № 3
На очередном консультационном вебинаре, посвящённом работе наставника, своими лайфхаками поделился Владимир Дроздецкий. Это опытный разработчик, который сегодня преподаёт сразу на шести (!) курсах в OTUS. Но начинал Владимир, как и многие из наших преподавателей, с наставничества.
Советы бывалого
На этом мероприятии очень много говорили о проверке домашних заданий и об обратной связи со студентами. Владимир Дроздецкий хорошо знаком со спецификой данной деятельности, поэтому приготовил целый список рекомендаций, основанных на его собственном опыте: 1. Уникальную полноценную обратную связь на каждую домашку вы физически дать не сможете. Причина проста: студентов очень много, а домашние задания в большинстве своём идентичны. Просто представьте группу из 100 студентов, которые делают те же ДЗ по одинаковым методичкам. 2. Классифицируйте своих студентов. Студенты, как известно, приходят разные, поэтому каждая группа включает в себя как опытных, так и не очень. Если условно, то студенты бывают: — обычные. Делают домашки по методичкам, общаются в слаке, трудятся, но звёзд с неба не хватают. У них в целом всё хорошо; — активные. Общаются в слаке и делают все домашки, но любят креативить, предлагают нестандартные решения, выполняют задания со звёздочкой. Таких ребят мало, но работать с ними интереснее, поэтому здесь нужно давать расширенную обратную связь; — проблемные. Встречаются в любой группе и на любом курсе. С ними сложно, они не справляются с домашками, процесс обучения идёт с большим трудом. С такими студентами надо действовать максимально аккуратно и работать индивидуально, подводить к нужным решениям. Но и полностью выполнять ДЗ за них тоже не стоит. 3. Если вы получили неприятный или неожиданный комментарий, который, «взорвал вам мозг», не спешите с ответом. Подождите денёк — вы «перегорите», остынете и в результате ответите более спокойно, взвешенно и обдуманно, как и полагается эксперту. 4. Не стоит самостоятельно «чинить» домашнее задание и пытаться его улучшить. Ваша задача — диагностировать первичные баги, а потом написать об этом студенту. 5. Если студент «зарылся» в очередном задании, упёрся в него и стоит на месте, несмотря на все ваши советы, — затащите его в общий слак группы — пусть напишет свой вопрос. Дело в том, что студенты часто спотыкаются на одном и том же, а коллективное решение сложного вопроса — это всегда хорошо. К тому же, когда студент формулирует проблему и пытается объяснить её другим, он в 90 % случаев сам приходит к правильному решению. 6. Не стоит бояться давать совсем простенький фидбек, например, если это типовое задание. В самом деле, зачем сочинять трактаты там, где достаточно написать, что всё работает, и задание принято. Однако вы должны быть готовы, что некоторые студенты будут требовать развёрнутый ответ на любое, пусть даже микрозадание. 7. Бывает, что студент в целом делает всё правильно, но у него проблемы с оформлением и написанием документации. Вы можете несколько раз принять такие задания, сопроводив их соответствующими комментариями. Но если реакции всё равно не последует — отправляйте очередное ДЗ на доработку. Замечено, что студенты сразу исправляются и начинают более аккуратно относиться к оформлению. 8. Наставнику полезно иногда «выходить из сумрака». Речь идёт о непродолжительном появлении наставника на основном вебинаре (например, в конце учебного модуля). Таким образом можно рассказать всем студентам сразу, какие ошибки встречаются чаще всего, на что нужно обратить особое внимание.