Как можно использовать карту компетенций курса
Существует очень много определений слова «Компетентность». Например, компетентность – это способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы (Уиддент & Холлифорд). Или, компетентность – знание, опыт и навыки специалиста, которые необходимы для достижения положительного результата в заданной предметной области.
Сферу IT можно охарактеризовать как динамично развивающуюся, что, безусловно, отражается на постоянных изменениях требований к современному специалисту, выпускнику. Ведущим фактором развития данной сферы является формирование способности и готовности специалистов эффективно и самостоятельно решать профессиональные задачи в различных ситуациях в рамках реализации компетентностного подхода.
Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева, – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Простыми словами, компетентностный подход в образовании – это метод проектирования учебной программы на основе формирования компетентностей (знаний, умений и навыков).
Многие онлайн-школы начинают проектирование курсов с Карты компетенций. На основе Карты компетенции в зависимости от планируемых результатов обучения авторы курса принимают решение об использовании технологий, сервиcов и методик обучения, определяют последовательность, трудоемкость и формы проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Одновременно Карта компетенции описывает показатели, шкалы и критерии оценивания уровня сформированности компетенции, что позволяет использовать Карту при разработке учебных материалов занятия, домашних заданий и проектной работы.
В Карте компетенции прописываются планируемые навыки её сформированности. Содержательное описание отражает все структурные элементы компетенции соответственно ее уровням, опираясь на категории таксономии учебных целей (Б. Блум): «знание и понимание», «применение и анализ», «синтез и оценка».