Как меньше ошибаться: советы бывалого
Даже опытные и высокопрофессиональные люди, например, хирурги, совершают очевидные просчёты. Например, забывают помыть руки!
За хирургов говорить не буду, расскажу про себя. Я допускаю такие ошибки в двух случаях: – когда я сильно на чём-то сосредоточен – когда я, наоборот, вынужден делать «десять» дел одновременно и/или быстро.
В первом случае всё мое внимание приковано к какой-то одной проблеме, например, исправить критическую ошибку. Понятно, что все остальные действия выполняются мной на автопилоте. Во втором случае я делаю так много всего сразу, что часть из этого делаю на автопилоте.
Вы догадались, ключевое слово – автопилот
Это отлично ложится на концепцию двух систем Даниэля Канемана. Он выделяет в психике человека 2 системы:
– Система 1: срабатывает быстро и на автомате, требует мало усилий («ментальной энергии») и не вызывает ощущения намеренного контроля;
– Система 2: подключается, когда требуется принять серьезное и/или новое решение или предпринять умственное усилие. Система 2 требует всего внимания, другими словами, расходует много энергии.
Очевидно, что когда мозг пытается сэкономить энергию или уже тратит её на что-то важное, он включает Систему 1 – тот самый автопилот.
Ситуация осложняется тем, что обычно речь идёт не об одном фоновом действии (предупредить админа о незапланированной выкатке), а о целой серии (предупредить админа, написать в общий чат, соблюсти все правила составления комментария к комиту и т.д.). И вот тут-то наш автопилот (Система 1) и начинает сбоить:
– часть действий из цепочки может выпасть; – может перепутаться последовательность действий; – действие будет выполнено не в должном качестве.
Как уменьшить количество таких ошибок?
Первый рецепт прост до безобразия – не спешить и не делать много дел одновременно. Вернее так – не спешить и не делать много сразу, если перед нами стоит задача выполнить достаточно длинную цепочку примитивных действий.
Второй способ – сократить количество плановых «фоновых» действий в «горячих» ситуациях, перенеся часть на потом. Например, проверять каждое утро, были ли инциденты, и при необходимости оповещать всех заинтересованных вместо того, чтобы делать это сразу после устранения.
Третий вариант – составлять для последовательностей действий чек-листы, как при походе за покупками. Это не так просто, как кажется, потому что мало составить чек-лист. Нужно ещё, чтобы им пользовались. Про это подробно рассказано в уже упоминавшейся книге «Чек-лист» Атула Гаванде.
На самом деле чек-лист это один из примеров реализации поддерживающей структуры. Другим примером может служить банальное напоминание, как плакат «Мойте руки перед едой» в столовой «“Расскажи коллегам про хотфикс»).
Поэтому четвёртый совет – разработать уникальную поддерживающую структуру. Вариантов поддерживающих структур очень много. Например, шкатулка для лекарств из семи отделений по дням недели – тоже поддерживающая структура. Возможно их рассмотрение станет темой отдельной заметки.
Резюме Многих проблем можно избежать, если не ошибаться в выполнении типовых, элементарных действий. Для снижения количества таких ошибок полезно будет выработать вспомогательную структуру (как шпаргалку) в виде чек-листа, плаката-напоминания или ещё каким-то более изощрённым способом.
Есть вопрос? Напишите в комментариях!