4 в 1: мифическая роль Product Owner
Методология Agile стремительно завоевывает популярность. И конечно, роль Владельца Продукта является ключевой в этих процессах. Не смотря на столь стремительный прогресс методологии, ожидания и определения такой важной позиции размылись ещё больше, нежели роль того же Scrum-мастера.
Так какими же навыками, знаниями и опытом должен обладать Product Owner и за что отвечать, чтобы выпускать успешные продукты?
Часто встречаю требования к Владельцам Продукта: глубокое знание нескольких языков программирования, TDD, BDD, «почти доктор наук», и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но при этом ни слова о понимании бизнеса, пользователя и той самой бизнес-ценности, которая является ключом на пути к успеху.
Что, правда 4 в 1?
Владелец Продукта – это mini CEO, опытный генерал, который ведёт свою команду к победе. И это вовсе не значит, что он говорит команде, как делать. Скорее он говорит, что делать, и разъясняет, почему именно та или иная задача должна быть сделана в том или ином приоритете.
Менеджер продукта
Чтобы разработать успешную стратегию развития продукта, Product Owner'у необходимо знать, чего хочет бизнес и пользователи, поэтому он является менеджером продукта. Он понимает цели, учитывает мнения стейкхолдеров и понимает потребности потребителей.
Аналитик
Чтобы получить, а затем систематизировать те самые требования от пользователей и бизнеса (стейкхолдеров), Владельцу Продукта необходимо быть бизнес-аналитиком. Иначе будет сложно справиться с большими объёмами данных и вычленить, что есть хорошо, а что есть плохо: т.е. какие требования первичны и являются самыми приоритетными и ценными, а какие можно отложить до лучших времён. Это нелёгкий процесс, который требует знаний, понимания, и что самое главное, - правильного применения различных техник и инструментов.
Лидер
Даже если стратегия выстроена, требования собраны, это ещё не залог успеха. Ведь самый главный компонент Agile – это команда. Часто коллеги хотят внести свои wow-фичи в продукт: пытаются изменить приоритеты задач в бэклоге, не имея должного представления об истинных потребностях пользователя, или в ущерб качеству устроить погоню за количеством. В таких случаях Владелец Продукта должен уметь направлять фокус и усилия команды в правильную сторону. Это лидер, который знает, как мотивировать команду, как донести полное и правильное видение продукта, как без потерь вернуться со стратегического уровня на тактический и добиться максимальной производительности сотрудников.
Менеджер проектов
Повышения производительности не может быть без чёткого планирования, прозрачности и понятности требований. Над этим трудится вся команда, поэтому навыки менеджера проектов являются также жизненно необходимыми для Product Owner. Эта проблематика наиболее ярко выражена в командах, привыкших к директивному управлению. И на управление командой придётся потратить много времени и сил.
Вместо вывода
Product Owner должен обладать разносторонними знаниями и опытом для создания успешных продуктов. Это один человек, а не разнородная группа, в которой мы получаем проблему множественности стейкхолдеров, хаоса в бэклоге и неоднозначности в приоритетах. У него в голове сформулирован эффективный путь достижения целей, который он доносит до каждого, кто в том нуждается. Как говорят американцы, "he gets the job done".
Остались вопросы? Пишите в комментариях!