Филипп Игнатенко о смысле преподавания | OTUS

Филипп Игнатенко о смысле преподавания

Post_1000x700-20219-35f2e1.jpg

Всем привет! Подготовили для вас интервью вместе с Филиппом Игнатенко.

Филипп преподает на 5 курсах OTUS: “Инфраструктурная платформа на основе Kubernetes”, “DevOps практики и инструменты”, “Administrator Linux. Professional” и др. При этом постоянно получает позитивную обратную связь от студентов, успевает актуализировать материалы занятия и общаться со студентами. Узнаем у Филиппа, как ему это удается!

Филипп, ты, наверное, уже очень много раз представлялся на занятиях, но попрошу тебя сделать это сейчас. Расскажи, пожалуйста, о себе.

Меня зовут Филипп Игнатенко, я работаю в группе компаний “Ростелеком”, руковожу блоком развития и по совместительству преподаю в OTUS. У меня уже 12 лет опыта в сфере IT. Начинал системным администратором, занимался программированием. Менял работу в среднем каждые года 2, поэтому приобрел большой опыт. В OTUS преподаю на правлениях архитектуры и инфраструктуры, как на обычных курсах, так и на кастомных.

Помимо работы очень много участвую в онлайн-конференциях. Недавно присоединился к проекту по внедрению IT-дисциплин, в частности, DevOps-практик в известные российские университеты. Также занимаюсь тяжелой атлетикой и бегаю марафоны.

Как тебе удается преподавать сразу на нескольких курсах?

У меня есть определенный блок знаний, который лежит в смежных областях IT -- например, про виртуализацию, контейнеризацию, про сервисные сетки и т. д. Также под каждую лекцию я дорабатываю материалы, потому что даже по готовым материалам не всегда просто вести занятие. У меня есть сформированный портфель лекций, его формирование заняло много времени, тем не менее, сейчас я в нем уверен и только частично дорабатываю его по результатам проработки фидбека от студентов.

Еще один аспект -- это синхронизация с группой. Важно в первую очередь понять возрастную категорию твоей группы. Это могут быть как ребята 20 лет, так и преподаватели ВУЗа, которым я рассказываю про основы DevOps. Стараюсь подобрать к каждой группе ключик, опираясь на свой опыт и знания. Также держу в голове, что работая со взрослой аудиторией, нужно руководствоваться принципами андрагогики -- взрослым характерно стремиться к самостоятельности, им важна практическая направленность. На обучение взрослых накладывается их собственный жизненный опыт, сильно влияют бытовые и временные факторы такие как семья, дети, работа. Также смотрим, какой бэкграунд и опыт -- группа может быть подготовленная, неподготовленная или смешанная, с разным жизненным и профессиональным опытом. Можно посмотреть на отзывы предыдущих уроков и в целом по ним проанализировать активность аудитории. Это все можно скомпоновать и уже подстраивать свое занятие под аудиторию. Но не аудиторию под себя)

По опыту могу сказать, что в 4 из 5 ситуаций удается предугадать обстановку.

Еще одна сложность – это рассчитать время занятия, большинство твоих уроков идут четко по таймингу. А тут в чем секрет успеха?

Суть в том, что удержать внимание взрослого человека, который и так перегружен своими бытовыми, рабочими проблемами сложно. И, если занятие выходит за рамки 90 минут, то оставшееся время оно уже идет со скрипом и негатив возникает. Люди хотят расслабиться, так как занятия заканчиваются в довольно позднее время - в 21:30 по Москве. А ровный тайминг -- ключ к позитиву, удержанию внимания и люди всегда знают, что ты начнешь и закончишь вовремя, это студентам нравится. Это очень большой плюс, если преподаватель может этого достичь.

Лучше делать презентацию под себя, если это возможно, и добавлять слайды, не перегруженные текстом, без легкомысленных картинок. Четко понимать, сколько информации выдержит слайд и рассчитывать сколько времени нужно на 1 слайд. У меня лично 1 слайд занимает 2-3 минуты. Учитываешь также продолжительность демонстрации, если она есть, плюс вопросы. Также иногда нужен перерыв освежиться, перевести дух.

Чтобы укладывать в определенный тайминг, важно оттачивать мастерство объяснения материала. Кажется, что у тебя отлично получается. Какая у тебя технология подготовки?

Все начинается с понимания того, с какой аудиторией ты работаешь -- с подготовленной или нет, имею в виду -- имеет ли она опыт работы или нет. Плюс, какая цель у аудитории -- больше послушать или больше поделать руками. Например, я веду занятия на курсах для корпоративных клиентов и там иногда контингент -- это руководители, менеджеры - им неинтересно смотреть код, больше нравится, когда что-то рассказывают. Если это тех. специалисты, которые жаждут переучиться, то больше практики, минимум слайдов.

Мне кажется, у преподавателей есть страх что-то показывать в онлайне -- срабатывает “генеральский эффект” -- 2 минуты назад работало, а сейчас не работает. Сразу думаешь -- “не умею траблшутить” или “сейчас все подумают, что я дурак”. В этом нет ничего страшного, можно проводить различные демо в интерактивном режиме, просто показывать экран, а лучше заучить команды, которые ты будешь показывать. Насчет объяснения материала, здесь нужно понять, что ты выступаешь как преподаватель, а не как справочник. Если бы человеку нужен был бы не преподаватель, а справочник, то он бы взял книгу и по алфавитному порядку выполнил все, что там указано. Человеку нужен счастливый преподаватель, который будет служить медиатором между тобой и информацией. И сам же ты и будешь частью этой информации, которую он усваивает, ему в голову лягут знания, которые именно тобой объяснены. Здесь, на мой взгляд, нужно раскладывать, как бы банально не звучало, от простого к сложному.

Также потренировать в разъяснении своих мыслей -- другу, подруге, маме. Ведение занятий очень развивает коммуникативные и ораторские навыки. И немаловажно, что развивается мыслительный процесс -- начинаешь формулировать мысли быстрее, чем говоришь. Общение со студентами помогает покрыть все возникающие вопросы, которые в будущем могут возникнуть в работе. Преподавание -- это про то, чтобы понять то, что ты не знал сам.

У меня был такой случай один раз на занятии -- я заранее придумал одну аналогию по объяснению механизма, по ходу объяснения понял, что запутался, непонятно объяснил и что вообще аналогия не очень подходящая. Решил честно признаться ребятам на уроке, что мне надо еще раз ее сформулировать и объяснить позднее. Мне кажется, что важнее правильно объяснить, а не делать вид, что все нормально)

Если обобщить -- тренироваться, готовить материал, не перегружать слайды, знать свою аудитории, доносить вещи с поступательным увеличением сложности.

Когда ты только начинал преподавать, с какими трудностями ты сталкивался? Был ли у тебя синдром самозванца?

Я начал преподавать очень давно. В 2016 году моя компания выделила меня в top 20 key people, которые обучали других сотрудников. У меня возникали мысли, что я недостаточно экспертен, что компания ошиблась во мне. Потом понял, что это тупиковая дорожка -- она не приведет ни к чему, а заберет все силы. Мне помогла мысль допустить, что я готов это делать, что готов начать преподавать. Я подумал, что иначе никогда не буду готов, если готовиться к каждому вопросу, то стану просто живым справочником, а это совсем не то, что нужно. Перед тем, как прийти в OTUS, я думал, что у меня уже есть хороший опыт, как оказалось, в таком ключе не было. Как мы преподаем в OTUS, я не преподавал раньше.

Как и многие, я переживал, что мне оставят негативные отзывы, что я не смогу ответить на вопросы студентов, что не раскрою материал или научу чему-то неправильно. Мне помог курс для преподавателей Fullstack Educator. Мне нравится иметь возможность практики в песочнице – объяснять часть материала лояльной аудитории.

Смысл преподавания в рассказе твоего материала, в том, что ты пропускаешь знания через себя, и это связь от человека к человеку.

Очень глубокая мысль, и из серии “то, что нужно”! Скажи, а какой совет ты бы дал начинающему преподавателю? Например, когда он сталкивается с негативом от студентов или теряет веру в себя.

Первое – я бы посоветовал не принимать все на свой счет. Человека может не устроить все что угодно, иногда это не про тебя, а про самого человека. Второе – меньше читать со слайдов и говорить своими словами. Мне в этом очень помогает то, что я сам делаю свои презентации и актуализирую их. Третье – ты получаешь кучу полезных советов от разных людей, которые можно использовать, чтобы становиться лучше. И в твоих силах ее принять, переработать и улучшить. Четвертое – проблема с изъяснением мысли -- это нормально. Сначала ты очень напряжен, но если решил сымпровизировать, пошутить, то самое страшное позади) Пятое – всегда будут вопросы, на которые ты не знаешь ответа, наверное, стоит в первое время начала преподавания тщательнее подготовить материал, чтобы дальше было проще его объяснять другим.

И как итог –негативная обратная связь не делает тебя плохим преподавателем.

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться
Популярное
Сегодня тут пусто