О преподавании из первых уст -- Александр Краснов, преподаватель курса «Python QA Engineer»
Александр Краснов рассказал нам о преподавании, о подготовке к занятиям, о работе с отзывами и о студентах.
О преподавании
В OTUS я впервые попробовал себя в роли преподавателя. После общения с рекрутером и онбординга сразу приступил к работе.
В числе моих ожиданий от преподавания была систематизация собственных знаний --это полностью оправдалось. При возникновении необходимости обучить кого-то, нужно приложить существенные усилия -- разобрать собственный опыт, восполнить пробелы, погрузиться в тему. Готовясь к вебинару, я продумываю все возможные вопросы, которые могут возникнуть у студентов. Выходит, что каждый раз открываешь новые глубины у материала.
Самой большой неожиданностью было то, что подготовка к первым занятиям могла у меня занимать по два дня. Казалось, что может быть проще – рассказать тему, которой ты владеешь? Но на практике оказалось иначе. Каждый раз нужно пересматривать материал, актуализировать, адаптировать под текущую аудиторию.
С другой стороны, когда возвращаешься постоянно к одному и тому же материалу, нарабатывается определенная база. Плюс мы общаемся с коллегами по курсу – обмениваемся опытом, и со временем становится проще.
О подготовке к занятиям:
- если не новое занятие, смотрю уже существующие материалы: лекции, презентации, дополнительные материалы, делаю пометки;
- составляю план занятия;
- выделяю большие смысловые блоки и разбиваю на подтемы;
- верстаю презентацию с темами, графиками и определениями;
- параллельно готовлю примеры, набираю код, прогоняю, отлаживаю, чтобы все было хорошо;
- завожу таймер и отчитываю, чтобы понять, сколько времени займет занятие;
- редактирую, убираю лишнее.
При работе с новой темой более творческий процесс, нужно создать тот самый “каркас”, который уже есть у старых занятий. Здесь требуется больше времени на размышления, анализ и составление плана занятия.
Важный момент -- нужно учитывать уровень студентов. Когда я готовлюсь, у меня есть минимальный план, но также я готовлю более продвинутые, сложные примеры на случай возникновения подобного запроса.
Для удержания внимания студентов иногда вставляю картинки или мемы, чтобы немного отойти от темы, привожу примеры из практики в конце блока, делаю перерывы. Это хорошо снимает напряжение и дает возможность лучше усвоить дальнейший материал.
О работе с отзывами
Я всегда смотрю отзывы студентов, можно сказать, -- это главный источник вдохновения, там наибольшее количество прикладной информации, конкретная обратная связь, что можно улучшить.
В конце занятия люди обычно загружены тем, что произошло, редко получается хорошо рефлексировать, задают скорее уточняющие вопросы. В отзывах более развернутый, конструктивный фидбэк. Я обращаю внимание на жалобы на сложность, стараюсь поправить занятие.
О студентах
В каждой группе встречается разброс по уровню подготовки студентов. Я считаю, что для успешного обучения важно трудолюбие и желание разобраться в материале. На каждом курсе есть два-три студента, которые не просто делают все домашние задания, а стараются понять, для чего оно нужно. Такие студенты задают осмысленные вопросы, сначала посмотрят занятие, ДЗ, погуглят, подумают и приносят уже не только вопросы, но и проделанную работу. Думаю, это отличный подход, чтобы вынести максимум пользы от обучения.
В процессе обучения у многих студентов возникают одинаковые вопросы при освоении какой-либо технологии. Даже если есть отдельные инструкции и говорим об этом на занятиях, все равно наступают на эти ошибки. Наверное, пробы и ошибки -- это обычный путь усвоения материала.
Иногда есть нестандартные ситуации, здесь нет стандартных решений, но есть стандартный инструментарий, чтобы начать решать. Поэтому всегда можно подсказать, в каком направлении работать.