Как подготовить митап для команды?
Со своими студентами, занимающимися на курсе Тимлидеров, я часто обсуждаю митапы как инструмент сплочения, мотивации и прокачки навыков команды. Ведь члены команды, направленные на рост, всегда заинтересованы в получении новых знаний, а посмотреть на то, как работает новая технология, очень ценно.
Идея технических митапов довольно проста. Вы создаёте встречи, где каждый сотрудник (или участник митапа) может научиться чему-то от спикера. Если речь идёт о внутреннем митапе, то он может помочь в построении связей между внутренними командами. Если же это митап с внешним спикером, то он принесёт новые знания и идеи.
Участники IT-сообщества любят ходить на конференции и слушать доклады о разных технологиях. Однако очень часто эти доклады оказываются довольно далеки от той реальности, в которой каждый день работают сами специалисты. Поэтому им остаётся только обсуждать услышанные идеи за чашкой кофе. Митапы внутри команды могут быть максимально приближены к тому продукту, над которым вы сейчас работаете, не отменяя рассмотрения применения в нём крутых новых идей!
Но простое назначение встречи в календаре не решит проблему — многие могут предпочесть заняться своим делом или вовсе проигнорировать приглашение. Итак, начнём готовить наш вкусный митап. В свете удалённой работы эти советы совсем не поменяются, поэтому применять их можно прямо здесь и сейчас.
Определитесь с целью
Почему у людей не возникает вопросов с выбором конференции или конкретного доклада на ней? Потому что каждый доклад имеет отличное описание. Посмотрите на то, как описывают доклады на конференциях Онтико или DevConf. Секрет успеха здесь не только в подробном описании тезисов и рассматриваемых вопросов, но и в том, что темы докладов и их содержание рассматривает программный комитет. Как с Code Review это позволяет получить разностороннюю оценку тематики и актуальности доклада. Разумеется, не у всех есть возможность собрать большой программный комитет, но у всех есть друзья в их сфере деятельности. Поэтому попробуйте дать им на рассмотрение набор тем, разрешите задавать вопросы, просите активной критики. Лично я называю этот процесс «Подумать об друга».
В результате вы получите: — уточняющие вопросы («А про что здесь?», «А зачем это надо?») — они помогут вам чётче сформировать результат, который получат слушатели; — корректировки («Вот это сложно», «Тут бы ещё вот это добавить») — они помогут нарастить ценность доклада; — внешнее видения («А я считаю, что это вот так») — они помогут вам посмотреть на доклад со стороны.
Вашими главными артефактами, которые вы получите на этом шаге, будут: 1. Темы докладов. 2. Их подробное тезисное содержание. 3. Понимание их актуальности в целом и для команды в частности.
Эта внешняя часть будет нести большую ответственность за привлечение людей на митап.
Подготовка к докладу
Будьте готовы к тому, что подготовка к выступлению займёт у вас значительный объём времени. Но в этом пути есть довольно стандартные шаги.
1.Storytelling. Ваше выступление — это не набор фактов, а цельный рассказ, похожий на произведение вашего любимого автора. Соответственно, у каждой истории есть: — вступление (о чём пойдёт речь) — вы знакомите слушателей с собой, обстоятельствами и окружением; — перипетия (возникновение проблемы) — вы обозначаете грабли, на которые наступили; — экспозиция (определение проблематики) — когда грабли понятны, стоит проанализировать их составляющие, причины и последствия наступления на них; — завязка (как начали изучать проблему) — здесь уже непосредственно про ваш опыт; — кульминация (как проблему решили и какие средства использовали) — а здесь про то, как вы решили проблему и какие ноу-хау выработали; — эпилог (выводы) — короткий список фактов, которые можно вынести из вашего выступления (TL;DR).
Поэтому подумайте, о чём вы готовы рассказать в таком формате. Если это какой-то инцидент, то пообщайтесь с его участниками, чтобы максимально точно восстановить картину событий.
История должна быть увлекательной, интересной, а главное — в ней должны находить отражение своих проблем слушатели. Поэтому если вы будете делиться личным опытом, фактами, цифрами, аналогами из смежных областей, история будет ярче, а соответственно — запоминающейся.
2.Идея. Что вы хотите донести слушателю? Какой основной посыл вы хотите создать? «Docker — это круто некруто контейнеры», «Кэш — это не всегда хорошо» и прочее. Старайтесь не тыкать этой идеей в пользователя постоянно, но пару раз можно к ней вернуться: как правило, в процессе рассказа и в выводах.
Вместе с идеей будут рождаться смежные факты, которые будут подкреплять идею и развивать её. Постарайтесь ёмко сформулировать их, чтобы чётко передать их вместе с идеей.
3.Отражение. Я уже обозначил это выше, но ваша аудитория должна разделять с вами то, о чём вы говорите. Если это что-то совершенно новое, то постарайтесь максимально подробно описать те проблемы, которые решаются, чтобы ваша аудитория смогла спроецировать проблемы на себя и прочувствовать их. Если это решение общеизвестной проблемы, то постарайтесь работать от аудитории, отправляя их к моментам, когда они сами испытывали трудности подобного рода.
4.С ног на голову. Шаги выступления формируются от выводов, которые вы даёте в конце. Поэтому пляшите от идеи, развивая её пусть даже задом наперёд.
Подумайте о том, какие темы и технологии вы могли бы объяснять сами себе или обсудить с коллегами.
Презентация — это графика
Не надо читать с экрана. Это ужасно.
Ваша презентация — это отражение вашей речи, иллюстрации к ней, опорные точки, но не «прочитайте сами, а я тут постою». Поэтому слайды должны делать ставку на визуальную составляющую, а не на контекст. Не стоит выкладывать огромные листинги кода в презентацию — достаточно отразить ключевое и понятное всем выражение. А ещё лучше — схему работы (хотя бы в виде блок-схемы). То же самое про огромные диаграммы — вычитать их со слайда нереально. Поэтому отражайте все «крупными мазками».
Немаловажной частью являются заголовки. Они являются ступеньками, по которым вы шагаете вверх на пути к результатам своего выступления. Чем они лучше, тем проще на них наступать. Если слайды будут разбиты слишком мелко — вы будете идти очень долго. Если же слишком крупно — вы устанете тянуться от одного шага к другому.
Если вы боитесь забыть что-то, о чём хотели бы сказать в презентации, то пишите речь к каждому слайду после того, как закончите создавать презентацию. Скорее всего, речь побудит вас к дополнительной доработке материала. Забавно то, что во время выступления к речи вы и не обратитесь — вам некогда будет выискивать момент, на котором вы остановились.
Показывайте в презентации работу, можно даже в виде видео. Это будет неплохим отражением работы вашего продукта.
Сцена вашего спектакля
Вы должны тщательно подобрать место и время для выступления.
Важно место, которое сможет вместить всех слушателей, будь то вебинар или помещение. Если вы прогадаете с местом, то не все смогут услышать вас. Или же платформа вебинаров упадёт. В общем, впечатление будет испорчено.
Не менее важно время. В будние дни все работают, а после работы хотят отдохнуть. Поэтому дневные выступления могут потерять аудиторию из-за её невозможности быть на месте, а позднее выступление не привлечёт тех, кто уже отключился от рабочего ритма. Обычно 19-20 часов по местному времени — вполне подходящее время.
Разошлите напоминания участникам за неделю до дня мероприятия. Обязательно опишите, почему ваш доклад будет интересным или актуальным. У некоторых компаний есть место для проведения встреч, таких как конференц-залы, учебные комнаты или кафе. Проведение собрания в вашей компании значительно сократит многие расходы, обычно связанные с проведением публичного собрания. Если же такой возможности нет, то попробуйте найти место по соседству. Например, многие библиотеки с радостью предоставляют свои помещения для лекций. Также можно посмотреть в сторону коворкингов.
Особенно хороша регулярность. Встречи в одно и то же время и каждый месяц облегчают людям посещение. Если что-то должно измениться, сообщите об этом заранее, когда эта информация изменится.
Для внутренних митапов старайтесь избегать периодов, когда команды выпускают программное обеспечение, конца недели, а также начала и конца месяца, поскольку люди будут меньше посещать их. Стоит также учитывать различные праздники.
Организуйте комфортные условия слушателям. Обозначьте явно, что если у них есть предложения, они хотели бы внести свой вклад или хотят выступить на будущих встречах, то у вас есть процесс для представления докладов. Это заставит их охотнее взаимодействовать с докладчиками и организатором.
Главная роль
Несомненно, большим преимуществом будет возможность участников взаимодействовать не только друг с другом, но и с гостями, которые могут принести экспертизу извне. Поэтому не всегда рассказывать должен кто-то из вашей команды. Не стесняйтесь приглашать людей — многие эксперты с радостью поделятся с вами своим опытом. В конце концов, для них это тоже работа на личный бренд.
Более того, если у вас много команд в компании, то наряду с созданием новых отношений в сообществе, вы также можете узнать и о разработчиках внутри компании, с которыми вам не доводилось много общаться. Встреча с этими людьми откроет для вас новые возможности.
Тем не менее, рассказывать должен человек, готовый это делать. Если вещать будет убеждённый интроверт, ничего хорошего не получится. Впрочем, об этом в пункте ниже.
Одна из самых популярных фобий для выступлений — синдром самозванца. Ощущение, что вас сейчас закидают помидорами с криками «что он несёт?!». Поверьте, если вы обкатали идею на своём «программном комитете», этого не случится. Более того, ваша проблема наверняка не уникальна, поэтому многие разделят вашу боль и поддержат! Абсолютное большинство программистов не придумывают по революционному алгоритму в день, а занимаются вполне приземлёнными вещами.
Чтобы вовлечь новичков, превратите митапы в нечто вроде вечера с открытым микрофоном, где разработчикам, которые хотели выступить, просто нужно было подготовить презентацию и сделайте это максимально простым.
В процессе рассказа
Ещё одной немаловажной вещью при докладе является манера его донесения. И тут есть две крайности — стендап — когда техническая информация на 90% разбавлена мемчиками и шутками; — дедушка-лектор — когда спикер настолько нудный, что хочется уснуть или уйти.
Когда потерял нить рассказа, но делаешь вид, что слушаешь:
При работе с аудиторией важно не быть «говорящей головой» — то есть выступать, просто наговаривая текст в воздух. В процессе рассказа нужно поддерживать обратную связь со слушателями, видеть, как они реагируют. Если вы поймёте, что группа теряет интерес к рассказу, значит что-то идёт не так. Что здесь можно сделать:
- вопросы «в зал» в процессе рассказа — когда заканчиваете смысловой блок, задавайте вопросы. Чем дальше вы от аудитории (например, у вас вебинар), тем чаще это стоит делать. Разумеется, при выступлении на конференции вопросы стоит оставлять на конец, иначе не останется времени на рассказ;
- визуальный контакт — если вы выступаете вживую, то стоит выбрать несколько человек в разных частях аудитории, которые будут активно следить за вами. Установите с ними зрительный контакт. Так вы будете собирать понимание того, насколько «заходит» то, что вы говорите, а также создадите иллюзию общения со всем залом сразу (ведь не все в зале знают, что вы смотрите на кого-то конкретно);
- голосования — попросите поднять руки, написать в чат о том, кто встречался с проблемой или решал нечто подобное, либо как кто-то оценивает свой уровень знаний относительно вопроса;
- не пропускайте вопросы, если есть возможность — сопричастность действию для аудитории будет одним из лучших факторов вовлечения.
Следите за тем, в какой позе вы находитесь, если выступаете в живую. Не принимайте закрытых поз (скрещеные руки и т. п.), активно жестикулируйте, используйте язык рук. Если ведёте вебинар, то следите за своими интонациями и акцентами, которые вы расставляете на словах. Тренируйтесь в речи, чтобы избавляться от паразитов типа «эээ», «ммм», «ну», «как бы». В этом поможет один простой факт: все эти паразиты заполняют вашу речь тогда, когда вам нужно время (обычно пара секунд), чтобы сформулировать следующую фразу. Нет ничего страшного в паузах, не бойтесь их делать. Речь от этого не только не пострадает, но и станет более цельной и вдумчивой.
После выступления
Начните с простых шагов: 1. Отвечайте на вопросы. Их будет много, не стесняйтесь выбирать и ограничивать. Но чем больше ответов, тем выше ваш рейтинг. 2. На финальном слайде оставьте свои контакты, чтобы люди могли вступить с вами в контакт.
Будет здорово, если у вас будет видеозапись выступления, чтобы вы могли сделать выводы о своей работе. В любом случае, собирайте отзывы и обратную связь и прокручивайте в памяти своё выступление, чтобы осознать, какие практики вам надо доработать.
Просите обратную связь и идеи о будущих докладах. Если слушатели хотят что-то поменять, не бойтесь это дорабатывать. Отзывы, которые вы получите, помогут вам каждый раз улучшать содержание и расширять контекст.
Итого
Не бойтесь выступать и строить митапы. Делайте из этого шоу, стройте красивые выступления. Вместе с таким развлечением ваши слушатели получат полезные для себя знания. А как их привлечь, надеюсь, вы уже поняли!