Итоги переговорки 27.02.2020 г.
Недавно мы пробили отметку в 1000 активных студентов в месяц. И интересные истории множатся вместе с растущим числом студентов. Мы собрали реальные кейсы и обсудили с преподавателями 27 февраля в новом формате переписки под названием Переговорка, как можно работать с разными студентами.
Как отмечают преподаватели, обычно учебная группа делится на две половины: кто делает ДЗ и ходит на вебинары и кто ничего не делает. Есть примеры, когда из группы выбиваются достаточно продуктивные студенты, которые делают большой объем работы. По мнению преподавателей из таких нестандартных студентов получаются очень хорошие наставники.
Дискуссия проходила в телеграм-группе, которая затем переросла в место для неформального общения преподавателей. Ниже мы собрали результаты обсуждения темы по вопросам.
Вопрос 1. Какие студенты бывают? Чем отличаются друг от друга?
Давайте определим, какие студенты бывают? С кем вам удобно работать, а кто попадает в разряд нестандартных?
Студент, который смело идет вперед, начинающий, который хочет стать мидлом - стандартный студент. И всегда есть студенты, которые хотят больше, кому не всё понятно. Они могут не соответствовать ожидаемому уровню группы, у многих разные мотивы и причины. На тиражных курсах от потока к потоку иногда увеличивается негатив следующих видов: - "нас недоразвлекли" - "сложна" - "погуглите за нас, нам нипонятно"
И обычно к концу второго модуля все успокаиваются, особенно если утонут в домашках. Получается нестандартные студенты хотят внимания - “нужно общение, погладить, дать материалов, посопереживать”.
Вопрос 2. Неудобный студент - всегда ли он бесит? Почему он так себя ведет?
Давайте разберемся, а почему себя так ведут студенты? Что стоит за действиями студентов? Я приведу в пример несколько кейсов. Давайте покопаем, что может лежать внутри этих запросов?
Если студент пришел на курс получить новую работу/поменять сферу и он знает ради чего задает те или иные вопросы, пытается разобраться, потому что это важно. Здесь возможна и агрессия на себя, на всех, что не понимаешь материал, что не можешь нагуглить, что от тебя ждут, что ты это знаешь уже - отсюда, чтобы успокоить студенты можно мягко отвечать на встречные вопросы и мягко писать просьбы доделать/переделать.
Некоторые преподаватели отмечают опыт приема проектов в группе, где он не провел ни одного занятия - “большинство студентов нормально это восприняло, кто-то даже приятные слова писал, благодарил, но один как-то странно отреагировал. Думал, что замечания и рекомендации - это претензии, что преподаватель невнимательно смотрит его проект.” на агрессию студента преподаватель продолжал с ним спокойно и вежливо общаться, далее понял, в чем недопонимание и написал ему свое видение в личном сообщении.
Итог: ученики могут не говорить о своих проблемах, а они, порой, существенные.
Студент не слышит обратной связи: в таких случаях преподаватели пытаются понять, почему именно непонятно, так как проблемы могут быть разные, например: - не тот контекст (из-за этого одни и те же слова воспринимаются по разному); - нет базы и опыта, которая есть у преподавателя; - преподаватель не понял вопрос студента, поэтому написал непонятный ему ответ.
Вопрос 3. Как выстраивать коммуникацию с нестандартным студентом на открытом занятии или вебинаре?
Давайте чуть больше разберемся, а как быть с запросами студентов, когда мы на вебинаре и у нас есть план, ограниченное время и еще группа других людей?
Например, студент на любой ваш вопрос отвечает голосом и достаточно долго, при этом остальные молчат. Какие тут плюсы и минусы для вас, и для других, и для обучения в целом?
Если студент отвечает голосом по теме и ему есть чему научить других - то тут только порадоваться. В остальном есть слайд с правилами, можно конкретно сделать картинку на слайде, когда можно обсудить, а когда стори в чатик лучше. На вебинарах редкость что-то обсуждать голосом, обычно только на сдаче проекта. Многие в основном все в чатик пишут, голосом отвечает уверенный студент, готовый обсуждать, спорить, доказывать. Он и ещё кого вытащит на “свет”, как показал недавний опыт вебинара.
А если студент начинает флудить в чатике. Подкалывать и писать много комментариев, отвлекая других от вашего объяснения?
- Можно попробовать не обращать внимания. Дождаться основного посыла такого поведения
- Можно, например, спросить, так как ответ тоже даст информацию. Попросить иначе высказывать информацию. Всё подойдёт.
- Изменить подход к преподаванию: Стандартный подход: преподаватель Моисей, ведущий сквозь пустыню. Но если изменить парадигму, сделать преподавателя поддерживающим общение, создающим ситуации для обучения, то ученики сами на него повлияют.
- Если человек говорит, что "вот ты рассказываешь вот так, но все не так а вот так" можно вступить в небольшое обсуждение, буквально парой предложений акцентировать внимание свое на этом, потому что он может ошибаться, преподаватель тоже может ошибаться, поэтому должно быть несколько точек зрения
- Осаживать и говорить, что рассмотрим в конце занятия
- Видишь вопросы понимаешь, что дальше походу будешь на них отвечать самим занятием, можно игнорировать
Вопрос 4. Как реагировать на агрессию или хамство в обратной связи?
А если вы сталкиваетесь с наездом в отзывах, опросах или студент вообще написал жалобу руководству, как быть с такими студентами?
Первое занятие не ДОДом делать, а позиционировать его как первое занятие, что оно бесплатное, типа триал, после которого он понимает, оно это или не оно.
Вопрос 5. Вы столкнулись с нестандартным студентом - что делать?
Теперь предлагаю немного развернуть разговор на себя, мы разбирали то, что происходит с другими и определяли студентов, их мотивы и действия. А теперь давайте подумаем, а как мы можем помочь себе сами в тот момент, когда вы столкнулись с таким студентом?
Как вы реагируете на негативный отзыв, на жалобу или на агрессию на вебинаре?
- Сохранять дружелюбное положение тела, чтобы легче было справиться с эмоциями
- Применять рефрейминг (смотреть на ситуацию с разных сторон). Дать себе время остыть. Рефлексировать. Продолжать общение в дружелюбной манере.
- Только выдыхать. И перед вебинаром тогда проветриться, если уставший может быть и не совсем корректное поведение - самоконтроль можно потерять.
- Нужно составить список полезных медитаций (в кабинете преподавателя) - тогда думаю ловить в таких состояниях не придётся
- Переместить внимание на то, что внутри спокойно и безмятежно, а рядом с напряжением всегда есть спокойствие
- Помогает перевод мыслей в текст - написать (помогает от руки) то, что тревожит и попробовать посмотреть через идею того, что мир не имеет намерений) каждый действует из своих желаний и болей)
Вопрос 6. Как понять, что конфликт или противостояние разрешилось?
И как вариант, можно забыть этот диалог, и попробовать сформулировать вопрос еще раз. Что не понятно в дз. Можно привести текст дз и по каждому пункту задать уточняющий вопрос.
Кейс наших преподавателей (пунктуация сохранена):
Кейс №1 У меня например был тонкий момент на эту тему. Одному из студентов не понравилось то, что некоторые вещи рассматривались быть может чуть более подробно, чем ему это хотелось, и на них уходило много времени занятия. То есть по ходу пьесы от него в чате были комментарии типа "как много слов" и в этом духе) Не особо приятно, но не фатально. Не помню если честно, что я там на эту тему комментировал, но вопросов от менее опытных студентов было много, поэтому получилось так, как получилось. Далее тот студент написал обратную связь на эту тему в форме. А еще далее привлек мое внимание к этой записи, написав в слаке в личку)) Я честно прочитал, сказал ему, что учел его пожелания, потом на всякий случай его переспросил, нужны ли какие-то комментарии по этому поводу. Он написал, что нет, не нужны. Далее было следующее занятие на котором пару моментов, учитывая общий уровень группы, можно было проскочить бегло, как я собсна и сделал. Это вызвало одобрение того студента и реакцию из разряда "вот это класс! Давайте дальше в том же духе")
Кейс №2 Каждый раз, давая ссылку на форму ОС, проговариваю все эти нюансы. Но особой прям реакции обычно не следует. Хотя некоторые видимо наиболее обязательные, любопытные, настырные, пишут конечно. Типа из недавнего "занятие вообще пушка!") Толку курсу от этого мало, но приятно конечно.
Общий вывод: каждый студент (нестандартный и стандартный) важен и нужен. Главное - можно всегда запрашивать обратную связь на занятия, программу, задания. Можно обсуждать их проблемы, мнения и рекомендации в личке и на занятиях.