Доверие и безопасность: как это влияет на работу в команде?
Не каждый руководитель задумывается о том, есть ли в коллективе доверие и безопасность. А ведь эти понятия очень важны, если вы стремитесь создать атмосферу, способствующую плодотворной работе всей команды.
В данном случае под безопасностью понимается не столько физическая безопасность, сколько безопасность своей персоны, то есть «лица». Как сформулировал американский психолог Эрик Бёрн, персона — это то, как человек хочет, чтобы его представляли окружающие. И действительно, каждый из нас желает, чтобы коллеги думали о нашей персоне определённым образом.
Если хотите, мы носим на работе маски, что вполне нормально с точки зрения психологии и социального поведения. И в обществе существует негласный контракт, согласно которому ты принимаешь мою персону за чистую монету, а я — твою. Причём каждый из нас тратит довольно много усилий на то, чтобы поддерживать необходимое впечатление о себе и своей персоне. И чем сильнее и «круче» эта персона, тем больше усилий на это уходит. И о безопасности своей персоны мы заботимся весьма щепетильно.
Например, человек не будет лишний раз критиковать чьи-то идеи, если есть вероятность ответной критики, которая нанесёт ущерб его персоне: приведёт к падению авторитета в коллективе, снизит самооценку и т. д. В итоге, если человек не чувствует свою персону в безопасности, он просто не будет высовываться. А если нет безопасности — нет и доверия.
К чему это приводит?
Отсутствие безопасности и доверия имеет ряд негативных последствий. Сотрудники не проявляют инициативу, занимают пассивную позицию, плывут по течению, не говорят открыто, что думают, попустительствуют при поисках общего решения. В результате не вырабатываются взвешенные и скорректированные решения, которые устраивают более чем одну сторону. Сотрудники не генерируют ценные идеи, которые могли бы предложить, исходя из своей квалификации и опыта.
Сотрудники уклоняются от прямых стычек и конфликтов. На первый взгляд, может показаться, что это хорошо. Однако в нашем случае речь идёт не о личностных конфликтах, а о конфликтах профессиональных интересов. К примеру, если руководитель команды не защищает свою позицию по направлению, за которое он отвечает, то он поступается интересами всего подразделения, а это уже минус для компании в целом. По сути, можно говорить о недостаточном исполнении своих должностных обязанностей.
Как наладить атмосферу доверия и безопасности?
Мы можем доверительно общаться только в том случае, если не опасаемся критики коллег и не боимся потерять лицо. Лучший способ — быть самим собой. А ещё лучше — публично признать своё несовершенство. То есть человек должен согласиться с тем, что он: — иногда ошибается и принимает неверные решения; — не является экспертом во всех областях.
Открыто это признав, сотрудник будет увереннее чувствовать себя в конфликтных ситуациях, поэтому критика не приведёт к репутационным потерям. А если готовность к публичному признанию своего несовершенства продемонстрирует лидер — начнёт подтягиваться и команда. Вследствие этого повысится безопасность, а значит — вырастет и доверие. В результате энергия, обычно затрачиваемая на защиту своей персоны, перенаправится в более полезное русло и будет способствовать: — разрешению конфликтов профессиональных интересов; — конструктивному коллективному обсуждению сложных и спорных вещей; — принятию оптимальных групповых решений при открытом мозговом штурме и т. д.
А какая атмосфера в вашей команде? Пишите в комментариях!