X-Ray-поиск от А до Я | OTUS
Запланируйте обучение с выгодой в Otus!
-15% на все курсы до 22.11 Забрать скидку! →
Выбрать курс

X-Ray-поиск от А до Я

Если вам кажется, что поиск X-Ray — слишком сложно и не для вас, почитайте следующее руководство.

Boolean search и X-Ray

Boolean search (булевой поиск) — это поиск веб-страниц с использованием специальных операторов (AND, OR, «» и т. д.).

Зачем это нужно рекрутеру: вы увидите только те веб-страницы, которые содержат нужную информацию. Это очень полезно, когда вам нужно найти кандидата со специфическими навыками или опытом.

Например, вы решили поискать юриста в соцсетях. Заходите в Facebook, пишите «юрист KPMG», но ничего релевантного не находите? Вот в таком случае поможет Boolean!

Как это работает: подбираете ключевые слова или фразу (например, разработчик Javascript), добавляете операторов и прописываете все в строке поиска в Google. Вуаля, ваш поисковый запрос готов. Жмем на enter и получаем результаты.

Пример: допустим, вы ищите разработчика со знанием Javascript из Казани. Попробуем его загуглить по всем правилам Boolean’a: добавим кавычки для точности поиска и заминусуем слова, которые нам не нужны.

Снимок_экрана_2020_06_01_в_19.02.33_1-20219-91909f.png Как видим, мы получили только релевантные результаты. Далее можно уточнять/изменять поисковый запрос.

Кстати, даже если вы не активный сорсер, Boolean search всегда пригодится: к примеру, чтобы найти ту самую фотку с корпоратива))

Операторы Boolean-запросов

Теперь поговорим подробнее об операторах. В простонародье они называются Boolean-операторами или булевыми операторами. Надеемся, вы уже поняли, что они — это основной инструмент Boolean’а. Давайте посмотрим, что они вообще означают и когда ими нужно пользоваться.

1-20219-fdbd6d.png

Если порыться на просторах интернета, то можно найти операторы, которые не указаны в таблице. Мы специально оставили только те, которые сейчас: а) актуальны; б) нужны для работы рекрутера.

С их помощью мы можем составлять самые разные поисковые запросы. В какой очередности расположены операторы — неважно. Главное, чтобы символы были правильно написаны, ну и в словах буквы не стоит пропускать.

Пример: давайте попробуем составить более сложный поисковый запрос. Предположим, нужно найти резюме Senior Java-разработчика из Нью-Йорка (почему бы и нет). Найдем резюме по словам resume и cv в заголовке веб-страницы:

Снимок_экрана_2020_06_01_в_18.19.48_696x705_1-20219-ea91df.png

Все еще думаете, что сложности вам ни к чему? Да, с помощью одной статьи получить навыки невозможно, нужна практика. Попробуйте потренироваться. Выделите 10 минут, придумайте себе кандидата в голове и составьте пару запросов. Уверен, что вы “втянетесь”. Знание Boolean Search выведет вас на новый уровень рекрутерского мастерства, и перед вами точно откроются новые возможности.

А теперь главный вопрос: при чем здесь Boolean вообще, если говорим об X-Ray’е? X-Ray — это Boolean search на конкретном сайте. X-Ray запрос как бы сканирует этот сайт на наличие ключевых слов. Запрос прописывается с помощью оператора sIte:. Например, site:facebook.com.

Важно отметить, что такой запрос не выдаст профили людей сразу. Давайте попробуем просто вбить в Google site:facebook.com java developer. Вот что получаем:

Снимок_экрана_2020_06_02_в_14.28.00_696x751_1-20219-a9ab86.png

Мы видим кучу страниц, которые никак не относятся к профилям людей: группы с вакансиями, посты из новостной ленты, видеоролики и т. д.

Чтобы выйти на страницы пользователей, нужно проявить немного смекалки, внимательно изучить URL страниц пользователей и сами страницы. Определив, где “сидят” страницы пользователей и как работает ресурс, вы подберете слова и операторы для X-Ray. Для каждого ресурса — свои.

Attention: не волнуйтесь, ниже вы найдете слова и операторы, которые помогут вам выйти на пользователей.

Когда X-Ray точно нужен

Наверное, один из самых частых вопросов среди рекрутеров. Единого ответа нет — все зависит от ресурса и ситуации. На одних ресурсах смысл X-Ray есть (например, Хабр Карьера), а на других — нет (когда база на сайте закрыта от общего доступа, как у HH.ru).

Предполагаемый источник — открытый, что дальше? Анализируем ситуацию: • смотрим, как работают внутренние фильтры источника; • настраиваем поиск под свои параметры; • анализируем выдачу; • если все ок — работаем; если нет — прописываем X-Ray запрос, сравниваем с первичной поисковой выдачей; • выбираем нужные результаты.

Если X-Ray-запрос не помогает, попробуйте обратиться к автоматизатору, типа этого. Однако, полагаться исключительно на автоматизаторы опасно: они не всегда успевают за алгоритмами Google. Если вы не эксперт Boolean’a, вы просто не увидите ошибку.

Хотите знать, как составить запрос для поиска определенного специалиста? Здесь хранятся шаблоны Boolean-запросов.

X-Ray поиск в самых популярных источниках

Для начала, давайте определим вашу целевую аудиторию. Например, разработчиков искать можно на Хабр Карьере и GitHub, а CTO на LinkedIn и Facebook. Определились? Окей, поехали дальше!

Но прежде чем писать X-Ray-запрос, ответьте на на три важных вопроса: • что (поймите, что вы хотите найти, пример: профили разработчиков на LinkedIn); • где (подумайте, где можно найти, пример: если это LinkedIn — страница с профилями); • как (как про это может быть написано, пример: с LinkedIn все просто — используем фразы вроде “developer”).

На Facebook

giphy_21_1-20219-4466ec.gif

В социальных сетях можно не только добавлять в друзья и просматривать ленту. Это еще и хорошая площадка по поиску талантливых специалистов. Запросов, которые позволяют найти профиль в Facebook, не так много. Самый эффективный — использовать фразу, которая будет встречаться только на страницах пользователей:

Пример запроса: site:facebook.com python developer москва «others named»

Или применить поиск по URL:

Пример запроса: site:facebook.com python developer москва inurl:people

Минус: мы не можем конкретизировать, где именно на странице нам нужна ключевая фраза.

На LinkedIn

giphy_22_1-20219-2defdf.gif

Профессиональная сеть LinkedIn также хороший источник кандидатов: здесь топовые специалисты заводят профессиональные контакты и делятся достижениями. Чтобы поисковая выдача на LinkedIn была релевантной — нужно прописать URL, на котором располагаются профили людей: linkedin.com/in и linkedin.com/pub.

Пример запроса: site:linkedin.com/in OR site:linkedin.com/pub python developer москва -inurl:dir

Давайте уточним, что мы хотим. Найдем людей, у которых указана почта:

Пример запроса: site:linkedin.com/in OR site:linkedin.com/pub -inurl:dir python developer москва «@gmail.com»

Или тех, кто открыт к предложениям:

Пример запроса: site:linkedin.com/in OR site:linkedin.com/pub -inurl:dir intitle:»python developer» москва «открыт к предложениям» OR «open for * opportunities»

Минус: мы опять-таки не можем указать, где нужна эта фраза. Запрос может выдать страницы других людей, где в блоке «другие участники также смотрели», может оказаться кто-то с фразой «open for new opportunities». Формально страница будет подходить, но по факту фраза будет не там, где мы планировали ее увидеть.

На Хабр карьере

giphy_20_1-20219-d553ad.gif

На Хабр Карьере обитают разработчики и другие представители IT-сферы. Основная наша задача — выйти на страницы кандидатов, так как сайт содержит страницы компаний, проектов и т. д.

Попасть на страницу пользователя можно с помощью фраз, которые встречаются только в профилях людей. Например, “последний визит”:

Пример запроса: site:career.habr.com python developer москва «последний визит»

Как еще один вариант, можно просто избавиться от страниц компаний, вакансий и прочего, поставив “-” перед ненужными разделами.

Пример запроса: site:career.habr.com python developer москва -inurl:companies -inurl:courses -inurl:vacancies -inurl:resumes

Оператор “-” бывает коварен: чем больше мы его используем в запросе, тем больше вероятность того, что Google начнет подтасовывать результаты. Будьте осторожны!

На GitHub

giphy_23_1-20219-387229.gif

GitHub — это сервис, где разработчики создают свои проекты и развивают их. Соответственно, это идеальное место для поиска перспективных IT-специалистов. Для начала нужно определиться, что мы хотим найти: людей, резюме или репозиторий (место, где хранятся проекты разработчиков).

Пример запроса, чтобы найти пользователя: site:github.com «python developer» москва «block or report user»

Пример запроса, чтобы найти резюме: site:github.com intitle:резюме OR intitle:cv python москва

Пример запроса, чтобы найти репозиторий: site:github.com inurl:tab=repositories inurl:language.Python москва

Итак, основные площадки для X-Ray-поиска перечислили. При этом список ресурсов ограничивается только вашей фантазией. Например, если вы не находите специалиста на пресловутом GitHub, пропишите related:github.com и посмотрите похожие источники. Постепенно вы создадите свой список must source-ресурсов. А овладев искусством сорсинга, вы сможете искать где угодно и кого угодно. Помните: крут не тот, кто много и быстро ищет, а тот, кто ищет с умом))

Материал подготовлен совместно с платформой для рекрутмента https://potok.io/.

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться
Популярное
Сегодня тут пусто
Черная пятница в Otus! ⚡️
Скидка 15% на все курсы до 22.11 →