Эмоциональный интеллект руководителя | OTUS

Эмоциональный интеллект руководителя

В процессе работы любого тимлида неизбежно возникают конфликтные ситуации. Задача любого грамотного руководителя — выйти из такой ситуации с минимальными эмоциональными и репутационными потерями. Сегодня существует масса теорий и моделей поведения, позволяющих это сделать. Среди них — история про эмоциональный интеллект.

Особенности эмоционального интеллекта раскрываются, например, в книге Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ». Если говорить максимально кратко и упрощённо, то в человеческом мозгу существуют такие области, как миндалевидное тело и неокортекс.

Миндалевидное тело — это первобытный мозг — он устроен просто и работает очень быстро, то есть речь идёт об эмоциональном уровне. Его можно сравнить с поведением неандертальца, который, увидев раздражитель, либо убегает, либо нападает, то есть выбор невелик. Что касается, неокортекса, то это рациональный ум, отвечающий за аналитическое мышление и способность к небанальной реакции на внешние раздражители.

С развитием человечества мы стали больше думать и анализировать, но наше миндалевидное тело никуда не делось. Когда возникает конфликт, информация поступает в миндалевидное мгновенно, тогда как в неокортексе она обрабатывается с некоторой задержкой. Первобытный мозг говорит нам «Бей», в то время как неокортекс с некоторым запозданием говорит что-то вроде «Надо сначала уточнить проблему и разобраться в ситуации». И если мы не умеем гасить эмоциональные порывы миндалевидного тела, мы не даём своему сознанию принимать более взвешенные и рациональные решения.

Руководитель, который при любом конфликте сразу срывается и начинает кричать, выглядит, мягко говоря, неадекватным и конфликтным.

Крики и истерика есть признак слабости и неумения контролировать свои эмоции, что недопустимо для профессионального управленца. И дело даже не в том, что кричать нехорошо, а в том, что в состоянии гнева мы рассуждаем стратегически нерационально и вредим себе.

Посмотрите на следующую схему:

1-20219-5d31fb.png

Обратите внимание, что отдавшись во власть эмоциям, мы скатываемся на уровень первобытного общения. И чем сильнее мы заводимся, тем меньше вариантов действий у нас остаётся. Таким образом, перед нами возникают всего два варианта действий: бей или беги. Эти же варианты были и у наших далёких предков тысячи лет назад. Оно нам надо?

Что можно извлечь из данного подхода: 1. Не спешите накалять ситуацию, сделайте глубокий вдох, подумайте. 2. Если видите, что человек на взводе, постарайтесь восстановить его эмоциональное состояние, тогда он, скорее всего, станет вести себя более адекватно. 3. Если понимаете, что у человека эмоциональное затопление (его нервная система перегружена, он не может глушить сигналы от миндалевидного тела), постарайтесь аккуратно прекратить общение, не подливая масла в огонь.

Итак, контролируйте свои эмоции и умейте сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Не спешите записывать оппонента в неадекваты, ведь в большинстве случаев будете неправы. Постарайтесь увидеть в нём эксперта, коллегу и профессионала, который вам пригодится, — всё это позволит вам действовать более эффективно с точки зрения менеджмента.

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться
Популярное
Сегодня тут пусто