Как поддерживать студентов или письменная обратная связь
Как преподаватели мы постоянно даем и принимаем обратную связь: задаем вопросы и отвечаем на них, даем инструкции, реагируем на комментарии, оцениваем. Некорректная выдача и прием обратной связи в преподавании может приводить к конфликтам, недопониманию, потере мотивации.
Поскольку в нашей культуре похвалу, т. е. позитивное внимание и поддерживающую обратную связь принято обесценивать, то мы, с одной стороны, почти не умеем хвалить и поддерживать, часто даем ее без запроса, с другой — часто чувствуем недостаток поддержки и слабо используем те преимущества, которые она может дать.
Цели обратной связи — поддержка, помощь, мотивация и без запроса ее давать нельзя. Помочь студенту достичь его целей, а не тащить его против воли до целей, которые кто-то, например, мы, для него придумали.
При выдаче обратной связи:
– уважать студента, считать его равным. Студенты нам ничего не должны, они — взрослые люди. И результат обучения зависит на 50 % от преподавателя и на 50 % от студента. Студент делает каждый раз свой выбор — учиться ли ему или просто отсиживать часы, делать усилие или сдувать решения, посещать занятия или слушать в записи или читать конспекты. И важно дать возможность учиться каждому студенту, уважая его выбор, поэтому лучше обращаться к студентам на “Вы” и предлагать учиться, а не ругать за то, что он может делать не так, как вы этого ожидаете;
– критикуя студента, предлагать ему решение. Золотым словом, которое уместно будет всегда, когда вы хотите показать студенту новое решение, иной взгляд, является “предлагаю”. Часто мы читаем текст от преподавателя его голосом и интонациями. Более того, мы можем текст прочитать совсем не так, как его писал преподаватель. Именно поэтому важно подчеркивать намерения и цели обратной связи, прояснять возможные скрытые смыслы;
– оценивать работу студента, а не его личность. Сместить фокус оценки со студента на то, что он сделал и заменить в вашей обратной связи фразы со словами "вы", "я", "мне", "вам надо было", "в вашей работе и т. п.", на фразы, которые не имеют отношения к студенту, а имеют отношение к его работе. Например, "в работе есть ошибка, предлагаю ее исправить вот так...", "это можно сделать иначе";
– ценить усилия студента, а не обесценивать их. Часто при проверке работы мы начинаем сразу критиковать, указывать на неудачи, забыв, что студент потратил какое-то время и уже эти усилия можно оценить. Потому что именно благодаря попыткам что-то сделать, пусть и неправильным, студент учится и наша задача сделать так, чтобы он продолжал такие поптыки предпринимать. Наиболее часто встречающийся в нашей речи обесценивающий союз — “но”. Думаю, что многие из нас не раз испытывали на себе его волшебную силу. Даже самое незначительный с точки зрения общей задачи негатив после “но” — обретает огромную силу. Самый простой способ лишить его это силы, это заменить его на союз “и”. Например, вместо “Задание выполнено верно, но в этой строчке есть неточность” можно написать студенту “Задание выполнено верно и вот в этой строчке есть неточность”;
– предметно хвалить его за успехи, а не только ругать за неудачи. Найдите предметно то, за что можно похвалить студента, это обязательно есть. Напишите: “У вас получилось сделать [что-то конкретное], особенно понравилось [что-то конкретное]…” При подаче обратной связи, можно начать с положительных аспектов и перейти к рекомендациям, как можно доработать решение, даже без критики;
– сотрудничать со студентом, а не бороться. В обиходе часто неосознанно используется военная риторика. Мы живем в мирное время, и образование — это не война, следовательно, привносить сюда элемент сопротивления и борьбы просто неуместно. Эти фразы чаще работают против нас и делят нас на “тех” и “этих”. Мы против незнающих студентов.
Встаньте на сторону студента, чтобы не вы со своей экспертизой боролись против студента, а вы со своей экспертизой встали на сторону студента и помогли ему, условно говоря, победить новую область знаний и практики.