В непростых экономических условиях и обстоятельствах высокой неопределенности на рынке труда перед HR-менеджерами встают вызовы по привлечению и подбору релевантных кандидатов, оптимизации затрат на бизнес-процессы, включая подбор и мотивацию (корпоративное обучение и другие бенефиты).

Однако задача по привлечению и удержанию качественных специалистов при этом не уходит, и одним из наиболее действенных вспомогательных инструментов является положительный HR-бренд. Если не работать над его созданием стратегически и систематически, он сложится естественным образом из отзывов конкурентов и сотрудников, упоминаний в сети и случайных публикаций в медиа. И нет гарантии, что сформированный стихийным образом бренд будет удачным. Поэтому важно подойти к этому вопросу осознанно и работать над ним планомерно, используя разные каналы и инструменты. В статье приведем несколько идей, как можно собственноручно повлиять на формирование HR-бренда.

1. Внедрить наставничество

Один из несомненных плюсов этого инструмента — индивидуальный подход к сотруднику с упором на практическое применение полученных знаний. В первую очередь наставник необходим младшим сотрудникам, которые только начинают погружаться в новые задачи и процессы, которые уже досконально известны сотрудникам с опытом. Благодаря подключению наставника новичок в краткие сроки получает конкретные практические навыки, которые сразу же начинает применять в работе. Для новоприбывашего сотрудника наличие наставника делает процесс онбординга более гладким и успешным, и специалист получает более благоприятные впечатления от нового работодателя. Пожалуй, единственный существенный минус заключается в том, что этот инструмент требует некоторого количества рабочих часов более опытного сотрудника. 

 2. Развивать культуру обмена знаниями внутри команды

Некоторые руководители команд стараются поощрять сотрудников на то, чтобы делиться полученным знаниями с командой. Это можно делать, например, в формате выступления с презентацией о выполненных проектах на курсе, о лучших практиках, актуальных трендах и так далее. А вдохновляться можно популярными выступлениями в стиле TED. Этот инструмент считается полезным небезосновательно — для прошедшего обучение сотрудника это еще одна хорошая возможность:

  • закрепить полученные знания (один из базовых принципов эффективного обучения предполагает, что объяснение нового материала другим позволяет усвоить информацию до конца)
  • и развить мягкие навыки, в особенности навыки подготовки презентации и выступления. 

Для команды польза таких мероприятий, очевидно, состоит в том, чтобы в краткие сроки получить актуальные знания, а также провести время вместе с коллегами с пользой. В качестве положительного побочного эффекта компания получает повышение мотивации сотрудников через улучшение бренда работодателя. Компания, которая вкладывается в развитие и обучение, получает более лояльных и вовлеченных сотрудников.

3. Использовать контент-маркетинг

Чтобы управлять впечатлением о компании в сети, можно завести блог, записывать подкасты или даже создать свое собственное медиа. Или же вести страницы в социальных сетях так, чтобы запоминался стиль: использовать юмор, нестандартные подходы к формированию контента, делиться честными рассказами о жизни компании или максимально полезным авторским контентом от экспертов компании — подход можно подобрать под любой tone of voice и ценности.

Предлагая пользователям качественный познавательный и развлекательный контент, вы влияете на формирование имиджа, подготавливаете почву для создания доверительных отношений и способствуете появлению интереса к компании. Хорошо, если к этому проекту можно подключить лояльных сотрудников, активных в сети — они могут стать амбассадорами бренда, делясь новостями о компании и рассказывая о рабочих проектах на своих страницах. 

4. Продвигать реферальную программу внутри компании

Хорошо работающая реферальная программа помогает убить два зайца — сэкономить ресурсы на привлечении и подборе новых талантов, соответствующих корпоративной культуре, и повлиять на HR-бренд. Принимая участие в этой активности, сотрудники вносят еще один важный вклад в развитие компании и чувствуют себя более вовлеченными в жизнь компании. Предлагая вакансии своим знакомым, специалисты рассказывают об интересных проектах, «плюшках» и других преимуществах компании. А чтобы коллеги не забывали о программе и ее условиях, необходимо выстроить регулярную коммуникацию с сотрудниками. В качестве еще одного аргумента напомним, что в текущих условиях, когда на рынке большое количество начинающих специалистов, реферальная программа помогает сэкономить время и найти подходящего джуниора.

5. Запустить программу стажировок

Еще один работающий способ развития бренда работодателя — это выстроенный процесс стажировок. Компании могут приобрести партнеров в лице университетов или онлайн-школ, которые являются источником большого числа замотивированных молодых специалистов, желающих приобрести первый рабочий опыт в реальных проектах и командах. Например, академическое сотрудничество с образовательной платформой OTUS включает в себя большое количество полезных активностей: 

  • участие экспертов компании-партнера в онлайн-курсах и открытых уроках, 
  • создание совместных курсов и курсов под брендом партнера,
  • совместное проведение митапов. 

OTUS дает партнерам доступ к базе резюме студентов и выпускников — опытных и начинающих IT-специалистов разных направлений, среди которых компании-партнеры могут выбрать наиболее подходящих под свои задачи, пригласить на стажировку и в случае успеха вырастить сотрудника внутри компании.

6. Использовать партнерскую программу «Найм через обучение»

Существуют и другие взаимовыгодные программы с образовательным учреждениями. Например, партнерская программа OTUS «Найм через обучение». В чем ее суть? Компания определяет нужное направление и требования к квалификации необходимого сотрудника. OTUS создает или адаптирует образовательный курс под ожидания, обеспечивает поток студентов. Компания в свою отбирает лучших студентов и предлагает выпускникам работу. Такое сотрудничество способствует продвижению HR-бренда и помогает брать в команду лучших специалистов, которые сформируют сильные команды.