Решения блок-схем алгоритмов | OTUS
⚡ Подписка на курсы OTUS!
Интенсивная прокачка навыков для IT-специалистов!
Подробнее

Курсы

Программирование
iOS Developer. Professional Kotlin Backend Developer Flutter Mobile Developer Symfony Framework C++ Developer. Basic Unity Game Developer. Basic Java Developer. Professional
-35%
Highload Architect Unity Game Developer. Professional React.js Developer Специализация Java-разработчик
-25%
Алгоритмы и структуры данных
-16%
Scala-разработчик C# Developer. Professional
-23%
Разработчик голосовых ассистентов и чат-ботов Team Lead Архитектура и шаблоны проектирования NoSQL Web-разработчик на Python Golang Developer. Professional PostgreSQL Vue.js разработчик Супер-практикум по использованию и настройке GIT Разработчик IoT Подготовка к сертификации Oracle Java Programmer (OCAJP) Программист С HTML/CSS
Инфраструктура
Инфраструктурная платформа на основе Kubernetes Microservice Architecture Базы данных Highload Architect Reverse-Engineering. Professional
-8%
Network engineer. Basic Administrator Linux.Basic MongoDB Infrastructure as a code MS SQL Server Developer Cloud Solution Architecture Мониторинг и логирование: Zabbix, Prometheus, ELK Супер-практикум по использованию и настройке GIT Разработчик IoT Экcпресс-курс «ELK» Супер-интенсив "Tarantool" Экспресс-курс «CI/CD или Непрерывная поставка с Docker и Kubernetes» Экспресс-курс «Введение в непрерывную поставку на базе Docker»
Корпоративные курсы
Безопасность веб-приложений Экосистема Hadoop, Spark, Hive Пентест. Практика тестирования на проникновение Node.js Developer Java QA Engineer. Basic
-18%
Reverse-Engineering. Professional
-8%
DevOps практики и инструменты NoSQL Reverse-Engineering. Basic Cloud Solution Architecture Внедрение и работа в DevSecOps Супер-практикум по работе с протоколом BGP Game QA Engineer Супер - интенсив по Kubernetes Дизайн сетей ЦОД Экспресс-курс «IaC Ansible» Экспресс-курс по управлению миграциями (DBVC) Экспресс-курс "Версионирование и командная работа с помощью Git" Основы Windows Server
Специализации Курсы в разработке Подготовительные курсы Подписка
+7 499 938-92-02

Решения блок-схем алгоритмов

Если дать определение схеме, можно отметить основной момент: в первую очередь подразумевается абстракция какого-нибудь процесса (системы), при которой наиболее важные части отображаются наглядно (визуально). Схемы использовались на протяжении всей истории человечества: это и чертежи пирамид, и карты сухопутных и морских путей, и принципиальные электрические схемы.

Те же мореплаватели, создавая карты, делали это в соответствии с единой системой обозначений — это позволяло обмениваться информацией друг с другом. То же самое справедливо и для визуального отображения схем алгоритмов — существуют правила, единые обозначения и стандарты, регламентирующие их применение. В России это ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем», который близок к международному стандарту ISO 5807:1985.

Главные элементы блок-схем алгоритмов

Прежде чем продолжить, стоит дать определение блок-схемы в соответствии со стандартом — речь идёт о совокупности символов, которые отвечают этапам работы алгоритма, причём эти символы имеют соединяющие линии: — пунктирную — для соединения с комментарием; — сплошную — отображает зависимости по управлению, допускается наличие на ней стрелки. В соответствии со стандартом составитель может не указывать стрелку, если дуга направляется сверху вниз или слева направо.

Также существуют и дополнительные виды линий, которые применяются, когда надо дать описание блок-схемам параллельных алгоритмов, однако в этой статье мы их рассматривать не будем, как и ряд других дополнительных спецсимволов.

В таблице ниже дан перечень основных символов, используемых при описании алгоритмов:

Screenshot_1-1801-c116d0.png

Задача и блок-схема алгоритма

На картинке ниже дан алгоритм в виде схемы. В нем мы видим оператор присваивания :=, то есть X := 1 будет означать, что переменная Х примет значение 1. По результату алгоритмических действий надо определить итог работы представленного алгоритма, используя следующие входные данные: Х = 7, Y = 12.

Схема этого алгоритма и решение задачи будут выглядеть следующим образом:

Screenshot_2-1801-de2c25.png

Смотрим, как следует решать подобное задание: 1. Блок ввода данных определяет исходные значения Х и Y (в соответствии с условием это 7 и 12). 2. В первом блоке значения Х и Y сравниваются. Так как условие не является верным (7 < 12), осуществляется переход по линии с пометкой «нет». 3. Второй блок служит для второго сравнения — оно верное, в результате чего следующее действие — это переход по линии с отметкой «да». 4. Следующий этап является заключительным, то есть происходит вычисление результата работы алгоритма. По итогу всех вышеописанных действий мы получаем окончательный ответ, не требующий дополнительных вычислений: X := 0, Y := 1.

Решение алгоритма сортировки пузырьком

В этом примере давайте попробуем дать описание решению алгоритма сортировки по методу пузырьком (метод сортировки вставками). Здесь применяются 2 цикла. Во вложенном цикле осуществляется попарное сравнение элементов. Если нарушается порядок, происходит перестановка. По итогу выполнения одной итерации во внутреннем цикле, наибольший элемент будет смещён в самый конец массива. Внешний цикл будет выполняться, пока полностью весь массив не отсортируется.

Screenshot_3-1801-3fbca6.png

На схеме отображено применение символов конца и начала цикла. Здесь условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), а функционирует он до тех пор, пока переменная hasSwapped является true. Во внутреннем цикле используется предусловие для перебора пар элементов, которые сравниваются. Если они располагаются в неправильном порядке, они переставляются путём вызова внешней процедуры (swap). Для понимания назначения внешней процедуры, как и порядка следования аргументов этой процедуры, нужно оставлять комментарии. Если функция возвращает значение, то комментарий можно написать к символу-терминатору конца.

В этой статье мы постарались дать ответ, зачем нужны блок-схемы, каковы их основные элементы, как с их помощью решить алгоритмическую задачу. При подготовке материала использовались следующие источники:

• https://uchitel.pro/алгоритм-свойства-алгоритмов/;
• https://pro-prof.com/archives/1462.

Algo_970x90-1801-545cb2.png

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться