Вызов функций: как это выглядит в машинном коде | OTUS
⚡ Подписка на курсы OTUS!
Интенсивная прокачка навыков для IT-специалистов!
Подробнее

Курсы

Программирование
Python Developer. Professional
-3%
Разработчик на Spring Framework
-5%
iOS Developer. Professional
-8%
Golang Developer. Professional
-6%
Базы данных
-12%
Agile Project Manager
-5%
Android Developer. Professional
-11%
Microservice Architecture
-5%
C++ Developer. Professional
-5%
Highload Architect
-6%
JavaScript Developer. Basic
-8%
Backend-разработчик на PHP
-9%
Архитектура и шаблоны проектирования C# Developer. Professional
-9%
Team Lead
-6%
Kotlin Backend Developer
-9%
Разработчик программных роботов (RPA) на базе UiPath и PIX Unity Game Developer. Basic Разработчик голосовых ассистентов и чат-ботов Node.js Developer Интенсив «Оптимизация в Java» Супер - интенсив по паттернам проектирования Супер - интенсив по Kubernetes iOS Developer. Basic Супер-интенсив «СУБД в высоконагруженных системах» Супер-интенсив "Tarantool"
Инфраструктура
DevOps практики и инструменты
-12%
Базы данных
-12%
Network engineer. Basic
-10%
Network engineer
-4%
Инфраструктурная платформа на основе Kubernetes
-6%
Экспресс-курс по управлению миграциями (DBVC)
-10%
Мониторинг и логирование: Zabbix, Prometheus, ELK
-10%
Administrator Linux. Professional
-6%
Разработчик IoT
-13%
Основы Windows Server Cloud Solution Architecture Разработчик голосовых ассистентов и чат-ботов VOIP инженер Супер-практикум по работе с протоколом BGP NoSQL Супер-практикум по использованию и настройке GIT Супер-интенсив «СУБД в высоконагруженных системах» Экспресс-курс «IaC Ansible»
Специализации Курсы в разработке Подготовительные курсы
+7 499 938-92-02

Вызов функций: как это выглядит в машинном коде

Функции используются в программировании повсеместно, поэтому реверс-инженер должен хорошо понимать общие принципы построения программного кода при вызове функций. В этой заметке мы рассмотрим 3 вида функций: 1. Функции, которые не возвращают значение (void). 2. Функции, которые возвращают целое число. 3. Функции с параметрами.

Вызов функций выглядит следующим образом:

newfunc();
newfuncret();
funcparams(intvar, stringvar, charvar);

Давайте глянем, каким образом осуществляется вызов функций newfunc() и newfuncret() без параметров, и как это выглядит в машинном коде:

reverse17_1-20219-cf0adf.jpeg

Функция newfunc() просто осуществляет вывод сообщения «Hello! I’m a new function!»:

void newfunc() { // новая функция, не имеющая параметров
    printf("Hello! I'm a new function"!);
}

Функция newfunc() в машинном коде:

reverse18_1-20219-bd25a6.jpeg

Здесь функция задействует инструкцию retn, но только лишь для возврата к предыдущему местоположению (это необходимо, чтобы программа смогла продолжить работу после завершения функции).

Теперь давайте посмотрим на функцию newfuncret(), генерирующую случайное целое число посредством функции С++ rand() с последующим его возвратом.

int newfuncret() { // новая функция, которая что-то возвращает
    int A = rand();

    return A;
}

Функция newfuncret() в машинном коде:

reverse19_1-20219-2366a8.jpeg

Итак, в первую очередь выделяется место под переменную A. Далее происходит вызов функции rand(), результат которой помещается в EAX-регистр. Потом значение EAX помещается в место, которое выделено под переменную A, по сути, присваивая результат функции rand() переменной A. В конце концов, переменная A помещается в регистр EAX, что необходимо для того, чтобы функция смогла его применять в качестве возвращаемого параметра.

В принципе, мы разобрались с тем, каким образом осуществляется вызов функций без параметров, а также с тем, что именно происходит при возврате значения из функции. Теперь пришло время поговорить о вызове функции с параметрами. Такой вызов выглядит так:

funcparams(intvar, stringvar, charvar);

Вызов функции с параметрами в машинном коде:

reverse20_1-20219-2ad6ef.jpeg

Строки в языке программирования С++, который мы используем для демонстрации функций, требуют вызова функции basic_string, однако концепция вызова функции с параметрами не имеет зависимости от типа данных. В первую очередь, переменная помещается в регистр, оттуда — в стек, и лишь только потом осуществляется вызов функции.

Давайте глянем на код нашей функции:

void funcparams (int iparam, string sparam, char cparam) { // функция с параметрами

    printf("%i \n", iparam);
    printf("%s \n", sparam);
    printf("%c \n", cparam);
}

А теперь на машинный код функции funcparams()

reverse21_1-20219-c4503d.jpeg

Данная функция берёт строку, символ и целое число, а потом печатает их посредством printf(). Поначалу переменные помещаются в начало функции, а потом они перемещаются в стек для вызова в качестве параметров printf(). Как видите, всё очень просто.

По материалам статьи «BOLO: Reverse Engineering — Part 1 (Basic Programming Concepts)».

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться