Методы активного обучения или как сделать занятие эффективным vol. 1
Систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала, принято называть активными методами обучения (АМО).
Кратко описали часть активных методов обучения, которые мы используем в курсе Онлайн-преподаватель. Также и вы можете использовать данные методы у себя на вебинаре:
1. Проблемный метод - метод, при котором участники получают новые знания, решая проблемные кейсы. Важная деталь: отличие проблемных задач от обычных в том, что в проблемных задачах нарочно не указываются все условия и может быть несколько правильных ответов. Пример: Вычислите площадь плаща Бэтмана. В данной задаче неизвестны рост, длина, поэтому для того, чтобы решить данную задачу необходимо задавать вопросы. В поисках ответов на эти вопросы студенты получают новые знания и умения.
2. Дискуссия/дебаты
Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Дебаты – то же для двух или более групп участников при наличии противоположных позиций.
Пример дискуссии:
Возможно ли существование вечного программного кода? Прошу высказывать аргументы и обоснованное мнение, дополнять и опровергать мнения и аргументы других участников.
Пример дебатов:
Задание участнику 1 (группа или один человек): Докажите, что существование вечного программного кода возможно.
Задание участнику 2: Опровергните, что существование вечного программного кода возможно.
3. Мозговой штурм (мозговая атака, брэйнсторминг) - данный метод применяется для стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения за ограниченное время предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Важная деталь: в процессе проведения мозгового штурма идеи не объясняются и не оспариваются, просто записываются. Отличия от обычного обмена мнениями в том, что критиковать и обсуждать идеи в процессе проведения штурма – нельзя. Метод может быть использован как элемент занятия для повторения пройденного или для снижения критичности и самокритичности участников. Пример: Назовите все языки программирования. Не бойтесь ошибиться: основной смысл этого задания дать максимальное количество ответов для дальнейшего обсуждения. Я прошу одного из вас записывать ответы на доске. Пока я не скажу «стоп», варианты ответов не обсуждаются и не критикуются.
4. Эстафета Участники по цепочке выполняют то или иное задание за ограниченное время или наперегонки в группах или индивидуально.
5. Парная работа со взаимопроверкой Участники получают задание, которое они выполняют индивидуально (например – написать программный код), после чего проводят взаимопроверку и обсуждают ее результат в парах.