Знания, умения и их индикаторы
Согласно подходу обратного дизайна, мы начинаем проектировать программу, занятие или даже задание с определения результатов обучения: знаний, умений и навыков (ЗУН).
Обсудим каждое понятие
Знания — это информация, которую мы помним и можем воспроизвести по памяти. Это единственный результат практики, который можно передать другому, — рассказать и показать.
Знание можно продемонстрировать устно или письменно, пользуясь памятью. Например, рассказать, как писать SQL-запросы. Чаще всего именно знания передаются на лекциях и вебинарах.
Умение формируется только путем получения личного опыта, то есть когда студент делает что-то своими руками.
Навык — умение, доведенное до автоматизма.
Умения и навыки можно продемонстрировать, выполнив действия, которым обучался студент, пользуясь знаниями и опытом. Например, напишет запросы на SQL, или вы будете наблюдать, как он это делает при вас.
Часто на семинарах и вебинарах можно только попробовать применить знание и получить первичный опыт, а до устойчивого умения и даже навыка довести в повторяющихся заданиях, в т. ч. домашних.
Значение ЗУН
ЗУН лежат в основе учебных целей и делают результаты обучения измеримыми и достижимыми. В итоге учебный процесс представляет собой не информирование, а осмысленную деятельность.
На каждом занятии важно выделять время для того, чтобы проверить, чему научились студенты, т. е. дать им возможность рассказать то, что они узнали на занятии или показать результат деятельности, например, написанный SQL-запрос.
Как определять и различать «знания», «умения» и «навыки», а также правильно формулировать цель занятия по алгоритму, используя ЗУН, вы можете узнать на курсе «Онлайн-преподаватель», который стартует у нас каждый месяц.