Лайфхаки наставника: консультационный вебинар № 2
Всем привет, меня зовут Сергей Кольцов и я алкоголик. Но сегодня не об этом, а о том, как я умудряюсь сочетать в себе роли и наставника, и преподавателя.
Роль наставника, которую трудно сыграть до конца…
Для начала — слайд для привлечения внимания:
Этот слайд — не просто яркая картинка с M&M’s. Он показывает нам, что все люди разные. Но у многих из нас есть кое-что общее — стремление сделать всё идеально или, по крайней мере, хорошо. То есть в том или ином виде стремление к прекрасному присутствует в каждом из нас.
Но давайте перейдём к делу. Итак, какие активности я бы выделил в работе: 1. Проверка самостоятельных работ. 2. Ответы на вопросы. 3. Проверка нарушенных обещаний (этот пункт относится к преподавателю).
Теперь поговорим о каждой из этих активностей подробнее.
Проверка самостоятельных работ
Может показаться, что проверка самостоятельных работ у наставника сразу начинается с… проверки самостоятельных работ. На самом деле, всё не так просто.
Перед тем, как приступить к проверке домашних заданий на курсе «Разработчик С++», я сделал каждую из задач, при этом:
— разобрался с заданием;
— поискал косяки в формулировках и ответы на возможные вопросы;
— самостоятельно решил домашние задания, причём некоторые из них — разными способами.
В среднем на каждую задачку у меня ушло по 2 часа, так как, во-первых, у меня большой опыт разработки, а во-вторых, домашние задания у нас всё же не космической сложности.
Идём дальше. Казалось бы, что уж теперь-то точно можно смело приступать к проверке ДЗ. И снова мимо, так как сразу приступить к проверке вы можете не всегда. Бывают ситуации, когда ты открываешь преподавательскую, видишь прилетевшую от студента якобы домашку, открываешь её, а там что-то в стиле: «Сергей, я не разобрался, а как мне сделать это, а как мне сделать то…»
В результате, ещё не приступив к проверке домашки, вы уже должны ответить студенту, как её сделать. Это бывает не всегда, однако следует быть готовым к такому повороту событий.
И вот, после всех вышеперечисленных подготовительных работ вы наконец-то можете спокойно сесть и проверить домашнее задание студента. А потом дать ему фидбек. А потом фидбек на фидбек))
Я считаю, что с моей стороны некорректно просто ответить что-то в стиле: «Молодец! Принято, присылай следующее ДЗ!» Поэтому написание подробного фидбека на каждую домашку занимает у меня в среднем 1 час. Не 10 и не 5 минут, как может показаться вначале, а целый час. Но на этом всё не заканчивается. Отправив фидбек в виде развёрнутой простыни, я часто получаю не менее подробный ответ, причём наиболее скрупулёзные студенты отвечают мне по каждому пункту. И даже по уже принятой домашней работе у нас может завязаться общение на несколько сообщений и даже дней. Например, как-то так:
Казалось бы, здание принято. Но нет, общение продолжается ещё не менее двух недель))) И это, к слову, всего лишь домашнее задание № 2, достаточно простое, кстати. Всю историю переписки приводить не буду, так как это не всем интересно.
Остаётся добавить, что далеко не все студенты готовы так долго со мной общаться — не все же такие зануды, как я — у некоторых терпение заканчивается))
Итак, чтобы подготовиться к приёму ДЗ, я потратил по два часа на каждую домашку, прорешав их, что в итоге составило 32 часа (2 ч * 16 работ = 32 ч).
Дальше. Временные затраты на написание расширенного фидбека составили около 320 часов (1 ч * 16 работ * 20 слушателей). И это неудивительно, ведь по-настоящему качественный фидбек включает в себя следующие действия: — прочитать работу, — понять код, — протестировать код, — дать подробную обратную связь, — ответить на ответ.
Ответы на вопросы
Одна из задач наставника — отвечать на вопросы студентов, например, в слаке. Отвечать на них тоже не так просто, ведь нужно: — разобраться в сути вопроса, — воспроизвести ситуацию, — найти достойный мануал и предложить его слушателю; — объяснить самостоятельно (это предпочтительнее, т. к. ссылки на дополнительную литературу иногда воспринимаются студентами как отписки).
Временные затраты на ответы на вопросы я оценил по формуле 15 мин * 150 дней курса = 37,6 ч.
Проверка нарушенных обещаний
Этот пункт скорее подходит преподавателю, чем наставнику. Дело в том, что после окончания вебинара, я всегда пересматриваю запись. Это позволяет: — найти собственные ошибки и сразу сообщить о них студентам; — освежить в памяти свои обещания, данные на вебинаре, и исполнить их (можно пообещать добавить какой-нибудь дополнительный материал или тематический пример, но забыть это сделать).
Также полезно пересмотреть лог чата на предмет наличия вопросов, которые остались без ответа.
Таким образом, на 33 занятия курса я трачу ещё порядка 50 часов (1,5 часа на один вебинар, если смотреть на повышенной скорости).
ИТОГО
Арифметика проста: 1. Решение домашек: 2 ч * 16 работ = 32 ч. 2. Проверка домашек: 1 ч * 16 работ * 20 слушателей = 320 ч. 3. Ответы на вопросы: 15 мин * 150 дней курса = 37,6 ч. 4. Записи занятий: 1.5 ч * 33 занятия = 49,5 ч.
Следовательно: 1. Общий итог: 439 часов за весь курс. 2. Ожидаемый итог: 20 мин * 16 работ * 20 слушателей = 106 часов.
Почему 20 минут? Многие считают, что именно столько занимает проверка домашки. Да и студенты часто думают, что проверить домашку — это раз плюнуть, а на самом деле за этим стоит глыба работы....
Как бы там ни было, рассказываю о своём опыте, как он есть и очень надеюсь, что моя история кому-нибудь поможет. На этом всё, спасибо за внимание, для вас работал Сергей Кольцов, и я не алкоголик — это была шутка))