Блок-схемы алгоритмов. Назначение блоков данных | OTUS
⚡Подписка от OTUS!
Собери свой пул курсов на выгодных условиях. Подробности в чате →
Написать в чат

Курсы

Программирование
Unity Game Developer. Basic
-15%
Разработчик программных роботов (RPA) на базе UiPath и PIX
-6%
Разработчик C#
-8%
Алгоритмы и структуры данных
-8%
Backend-разработчик на PHP
-8%
JavaScript Developer. Professional
-9%
iOS Developer. Professional
-8%
Базы данных
-12%
C# ASP.NET Core разработчик
-6%
Python Developer. Basic
-10%
Java Developer. Professional Web-разработчик на Python Android Developer. Basic PostgreSQL Software Architect Reverse-Engineering. Professional Kotlin Backend Developer React.js Developer VOIP инженер Нереляционные базы данных Scala-разработчик Супер-практикум по использованию и настройке GIT IoT-разработчик JavaScript Developer. Basic Advanced Fullstack JavaScript developer Unity Game Developer. Professional Супер-интенсив Azure
Инфраструктура
Супер-интенсив "Версионирование и командная работа с помощью Git"
-30%
Administrator Linux. Professional
-5%
Супер-интенсив «CI/CD или Непрерывная поставка с Docker и Kubernetes»
-30%
Разработчик программных роботов (RPA) на базе UiPath и PIX
-6%
Administrator Linux. Advanced
-8%
Infrastructure as a code in Ansible
-12%
Network engineer
-4%
MS SQL Server Developer
-8%
Cloud Solution Architecture Highload Architect Разработчик голосовых ассистентов и чат-ботов Мониторинг и логирование: Zabbix, Prometheus, ELK Супер-практикум по работе с протоколом BGP Супер - интенсив по паттернам проектирования Супер - интенсив по Kubernetes Архитектор сетей Супер-интенсив «IaC Ansible»
Специализации Курсы в разработке Подготовительные курсы
+7 499 938-92-02

Блок-схемы алгоритмов. Назначение блоков данных

В статье пойдет разговор о том, что такое схема алгоритмов, какие данные в эту схему вносятся. Также будет дан ответ на вопрос, какие существуют виды блоков для схем представления алгоритма.

Algorithm — строгая последовательность действий для какого-нибудь исполнителя, которая приводит к решению поставленной задачи либо получению заданного результата за определенное количество число шагов. Упоминание исполнителя здесь неслучайно, ведь любая алгоритмическая последовательность создается с учетом конкретного исполнителя и имеющихся у него возможностей. Под исполнителем понимается некий субъект, который способен понять и выполнить определенный перечень команд. Совокупность этих команд является системой команд исполнителя.

Но чтобы выполнить алгоритм, одного лишь его наличия недостаточно. Выполнение предполагает применение в контексте решения реальной задачи, а значит, потребуется выполнение запланированных действий по отношению к конкретным входным данным. Следовательно, исполнителю надо передать входные данные до начала алгоритма:

Входные данные → Algorithm → Выходные данные (результат)

Когда исполнитель получает выходные данные, они выдаются в качестве результата выполненной работы. Также стоит учесть, что в процессе выполнения этой самой работы возможно создание и использование в программе промежуточных данных.

Блок-схемы алгоритма

Наглядным способом представления алгоритмической последовательности является блочная схема. Она выглядит как последовательность функциональных блоков, связанных между собой. Каждый из этих элементов отвечает за выполнение одного либо нескольких действий. Так как возможны разные действия, то каждому типу действия соответствует геометрическая фигура.

Очередность выполнения действий определяется линиями, которые соединяют блочные элементы с данными. Принято, чтобы компоненты схемы соединялись слева направо и сверху вниз. В случае наличия какой-либо иной последовательности, используют линии направленного вида (со стрелками).

Блок–схемы алгоритма: виды и примеры

Функциональный (операторный) блок:

Screenshot_1-1801-842b43.png Его еще называют процессом. Такой элемент нужен для указания действия (шага) алгоритма. Он представляет собой прямоугольник, в который может входить одна направленная линия и выходить тоже одна линия. Внутри записывают команду, подлежащую выполнению. Для наглядности возможна запись нескольких команд в одном блочном элементе.

Альтернативный блок:

Screenshot_2-1801-ce44fa.png Это условный блок, т. к. в нем прописывается какое-нибудь условие. Он указывает наличие выбора среди одного из двух вероятных действий. Геометрическая фигура представляет собой ромб. Внутри прописывается условие выбора (вопрос, сравнение). В качестве условия может выступать выражение, для которого справедливо лишь одно из 2-х значений: «ложь» либо «истина».

В ромб может входить одна направленная линия, а выходить две направленные линии, причем одна подписывается словом «Да», вторая — «Нет». В случае, если записанное внутри геометрической фигуры условие является верным (значение истинно), управление передается по стрелке, которая подписана словом «Да». В обратной ситуации управление переходит на стрелку «Нет».

Блок начала/конца (пуск/останов):

Screenshot_3-1801-68632c.png Применяется, соответственно, в начале и конце блок-схемы алгоритма.

Блок ввода-вывода:

Screenshot_4-1801-c31c9a.png С его помощью организуют ввод исходных данных и вывод результирующих данных.

Блок цикла:

Screenshot_5-1801-7d131c.png Служит для организации циклического процесса с каким-нибудь параметром. Должно быть известно как число итераций (повторений) цикла, так и шаг изменения параметра. Внутри через запятую прописывается начальное значение циклического параметра, а также шаг изменения и конечное значение.

Блок подпрограммы (предопределенного процесса):

Screenshot_6-1801-09cdda.png Применяется в целях указания обращения к отдельным модулям, библиотечным подпрограммам, вспомогательным алгоритмам.

Элемент печати:

Screenshot_7-1801-d8222f.png Обозначает вывод результатов на печать.

Исходя из вышесказанного, пример простейшей блок-схемы алгоритма (речь идет о линейной последовательности) будет выглядеть следующим образом:

Screenshot_8-1801-b37fce.png

Следующий пример представляет собой схематическое описание (блок-схему) итога работы алгоритма целочисленных преобразований с оператором присваивания :=:

Screenshot_9-1801-075043.png

Источник

Algo_970x90-1801-545cb2.png

Не пропустите новые полезные статьи!

Спасибо за подписку!

Мы отправили вам письмо для подтверждения вашего email.
С уважением, OTUS!

Автор
0 комментариев
Для комментирования необходимо авторизоваться