Адаптация существующего бизнес-решения под SwiftUI
О технологии SwiftUI говорили уже много. Предлагаю вам небольшой цикл статей про то, как использовать этот фреймворк в реальной жизни и реальных приложениях, а не в конструкторах сэндвичей для авокадо. А чтобы все было серьезно и по-взрослому, мы рассмотрим, как сделать так, чтобы наше приложение на SwiftUI соответствовало принципам чистой архитектуры и чистого кода.
Основными особенностями декларативной разработки в новом фреймворке является отход от прямого использования UIViewController, UIView и заменой на структуры, реализующие протокол View. Все компоненты визуальной части описываются также с помощью декларативного синтаксиса и располагаются внутри основного свойства body каждого View. Настройки, стилизации и кастомизации компонентов, навигация между экранными View тоже задается с помощью декларативного синтаксиса.
Например, этот код описывает вью для списка новостей, по клику на который открывается экран с вью отдельной новости:
struct NewsListView: View{ @State var data: [NewsItemMock] var body: some View { NavigationView{ List(data) { item in NavigationLink(destination:NewsItemView(item:item)) { NewsItemRow(data: item) } } } }
SwiftUI использует ViewBuilder – декларативный конструктор интерфейса на основе Functional Builder. Этот механизм появился в Swift 5.1 и позволяет группировать элементы в некий массив внутри closure-блока, например, родительского объекта. Пример использования ViewBuilder представлен на слайде. Мы просто располагаем View-контролы в нужном нам порядке, например, внутри вертикального или горизонтального Stack без использования addSubview, а при компиляции SwiftUI сам добавляет и группирует элементы в более сложный родительский контейнер.
И вот такой код:
VStack { HStack { VStack(alignment: .leading,spacing: 10) { HeaderText(text: data.title ?? "") SubheaderText(text: data.description ?? "") SmallText(text: data.publishedAt? .formatToString("dd.MM.yyyy") ?? "") } ThumbImage(withURL: data.urlToImage ?? "") }
преобразуется в элемент списка из 3-х текстовых полей и одной картинки:
Хотя SwiftUI и отрицает концепцию UIViewController, точкой входа в приложение является UIHostingController, внутрь которого передается и встраивается отображаемый View. Т. е. по сути новая технология является надстройкой над UIKit:
@available(iOS 13.0, tvOS 13.0, *) open class UIHostingController<Content> : UIViewController where Content : View { public var rootView: Content public init(rootView: Content)
Кстати, все контролы SwiftUI являются декларативными аналогами UIKit-контролов.
Например, VStack, HStack — аналоги привычных нам вертикальных и горизонтальных UIStackView соответственно. List — это UITableView, Text — UILabel, Button — UIButton, Image — UIImage и т. д.
Подключение и настройка контролов производится декларативно с помощью доступных модификаторов. Группируются элементы внутри аналогов UIStackView с некоторыми предопределенными свойствами.
Помимо изменения способа описания визуальной части, меняется управление потоком данным и механизм реакции UI на него. Swift UI является не событийно зависимым фреймворком. Т.е. View в нем — это результат функции неких состояний, а не последовательности событий. Действие, производимое пользователем, не меняет UI напрямую, нельзя напрямую изменить тот или иной View, добавить или удалить контрол. Сначала меняются свойства или переменные состояния, которые подключены к View через те или иные Property wrappers (обертки свойств).
Основными используемыми Property Wrappers являются:
1.@State — используется для локальных переменных.
struct NewsItemRow: View { @State var title: String @State var description: String @State var dateFormatted: String @State var imageUrl: String var body: some View { VStack { HStack { VStack(alignment: .leading,spacing: 10) { HeaderText(text: title) SubheaderText(text: description) SmallText(text: dateFormatted) } ThumbImage(withURL: imageUrl) } } }
2.@Binding – аналог weak, используется при передаче ссылки на значение.
Используем, когда от какого-то свойства у нас зависит более одного View. Например, если мы хотим передавать значение исходному View от View второго уровня.
struct FirstView: View { @State var isPresented: Bool = true var body: some View { NavigationView { NavigationLink(destination: SecondView(isPresented: self.$isPresented)) { Text("Some") } } } } struct SecondView: View { @Binding var isPresented: Bool var body: some View { Button("Dismiss") { self.$isPresented = false } } }
3.@EnvironmentObject – передача объектов между View
4.@ObjectBinding, @ObservableObject – используется для отслеживания изменения свойств модели с помощью средств фреймворка Combine.
class NewsItemModel: ObservableObject,IModel { @Published var title: String @Published var description: String @Published var dateFormatted: String @Published var imageUrl: String }
О нем мы поговорим позже.
Итак. Если мы хотим изменить наш View, мы меняем свойство, объявление с одним из Property Wrappers. Затем уже декларативный View перестраивается со всеми внутренними контролами.
При изменении любой из переменных состояния View перестроится весь целиком.
Рассмотрим небольшой пример. У нас есть какой-то экран, в навигационном баре которого расположена кнопка добавления контента в избранное. Чтобы у нас поменялось изображение-индикатор на этой кнопке, мы воспользуемся PropertyWrappers. Например, в данном случае создадим локальную переменную и объявим ее как State:
struct NewsItemView: View { @State var isFavorite: Bool ....
Изменение значения свойства привяжем к триггерному-событию, возникающему при нажатии на кнопку:
struct NewsItemView: View{ @State var isFavorite: Bool var body: some View { NavigationView { VStack { Text("Some content") } } .navigationBarItems(trailing: Button(action: { self.isFavorite = !self.isFavorite }){ Image(self.isFavorite ? "favorite" : "unfavorite") .frame(width: 20, height: 20, alignment: .topTrailing) }) }
Таким образом будет меняться наш View:
И в принципе это все основное, что вам нужно знать для начала про SwiftUI.
Но достаточно ли это для работы?
Чтобы создавать несложные UI из простых контролов без привязки к Xib и сторибордам, вполне.
А для чего-то большего -- нет.
Во-первых, не для всех контролов есть аналоги в SwiftUI. Это относится как к стандартным для UIKit UISearchView, UICollectionView, так и для каких элементов из third-part-библиотек.
Во-вторых, нет (или почти нет, может, кто-то это делает прямо сейчас) сторонних решений для работы с Data Flow SwiftUI.
Значит, придется, адаптировать уже существующие решения под стандартные приложения iOS.