В математике и информатике полно разнообразных объектов, с которыми нужно уметь работать. Некоторые из них изучаются в школьных программах, а какие-то в университетах. В данной статье будет рассказано о том, что такое матрица. А еще – как найти произведение двух матриц, умножить соответствующий объект на число, выполнить иные основные операции.

Определение термина

Матрица – это некий математический объект. Он представлен таблицей чисел, которая включает в себя определенное количество столбцов и срок.

Под матрицами принято понимать прямоугольную или квадратную табличку элементов, в которой строчки получают нумерацию по направлению «сверху-вниз», а столбцы – «слева-направо».

При помощи таких математических объектов можно решать разного рода задачи. С рассматриваемыми компонентами должен уметь справляться любой математик. Программистам и работникам сферы IT тоже пригодятся подобные навыки.

Основные операции

Стоит запомнить, что с матричными объектами удается выполнять разнообразные действия. В основном – алгебраического характера:

  • перемножать между собой;
  • находить обратные матрицы и транспонированные;
  • складывать;
  • вычитать;
  • обнаруживать произведение матрицы на число.

Также человек сможет отыскать детерминант при необходимости. Все это удается сделать как вручную, так и через специальные онлайн калькуляторы.

Сложение

Правило сложения матриц напоминает принцип сложения в линейных уравнениях (примерах). Но соответствующая операция доступна только относительно объектов с одинаковым количеством чисел. На выходе получится мат. объект аналогичного «объема».

Для сложения нескольких матричных составляющих, необходимо просто сложить их соответствующие элементы.

Вычитание

Перед тем, как умножать заданные матрицы, рекомендуется изучить более простые операции над ними. Все это пригодится в будущем каждому.

В случае с вычитанием действует точно такое же правило, как и со сложением – манипуляции возможны над объектами одинакового размера. На выходе получим результат с таким же количеством составляющих. И для этого достаточно от чисел матрицы a отнять соответствующие элементы матрицы b.

Обнаружение транспонированной матрицы

Для некоторых задач в математике имеет смысл транспонирование. Это – операция, при которой строки и столбцы заданного объекта будут меняться местами. Столбик станет строкой и наоборот.

Умножение на число

Теперь можно задуматься над тем, как умножать заданные изначально задачей матрицы. Первый вариант – на число.

С этой операцией проблем возникнуть не должно. Каждый элемент имеющихся матриц нужно просто последовательно умножить на заданное число. Принцип здесь точно такой же, как и в обычных алгебраических примерах.

Друг с другом

Умножать (cdot) матричные объекты можно не всегда. Здесь необходимо запомнить следующие моменты:

  • удастся найти результат умножения рассматриваемых объектов, когда количество у первой матрицы количество строк точно такое же, как и количество столбцов у второй матрицы;
  • результатом перемножения (cdot) матричного объекта A размером m cdot n и B с параметрами n*k будет C «объемом» m*k;
  • каждый компонент в C будет равен сумме произведений элементов i-строки матрицы A на соответствующие составляющие в j-строке от матрицы B.

Найти произведение рассматриваемых мат. объектов можно, осуществив cdot (умножение) строк на столбцы.

Пошаговый алгоритм

Для того, чтобы у матрицы умножение на «себе подобную» прошло успешно, стоит соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Определить размеры каждого матричного объекта.
  2. Сравнить строки и столбцы в оных.
  3. Если соблюдено правило перемножения – применить cdot (умножение) строки матрицы на столбец.
  4. Записать результаты и сложить их, согласно действующим принципам математики.

Это – самый верный вектор направления по изучению рассматриваемой тематики. Если в процессе возникли какие-то проблемы, можно воспользоваться разнообразными онлайн-калькуляторами. В режиме реального времени они помогут перемножить между собой разного рода матричные объекты, а также осуществить с ними иные операции. Там нередко рассматриваемая манипуляция помечена как cdot.

Определители

После того, как у матриц умножение оказалось позади, можно рассмотреть связанные с этим действием операции. Первое, что должен знать математик после изученного материала – это нахождение определителя.

Здесь актуальны следующие моменты:

  • определитель носит название детерминанта;
  • это – численная характеристика заданного квадратного матричного объекта;
  • помогает решать разного рода задачи;
  • вычисляется путем разности произведений элементов главной и побочных диагоналей.

В случае единичной матрицы результатом будет служить единственный элемент мат. объекта. Когда разговор заходит о более крупных составляющих, ситуация меняется. Здесь предстоит вспомнить принципы cdot.

Для матричного объекта размером 3 на 3 детерминантом станет сумма произведений элементов главной диагонали, а также произведений компонентов на треугольниках с гранью которая идет параллельно главной. После этого от последней нужно отнять произведение (cdot) побочной диагонали и результат умножения числовых составляющих, лежащих на треугольниках с гранью параллельной побочной диагонали.

На практике искать детерминант крупных рассматриваемых элементов требуется редко. Если с этим процессом возникли затруднения, cdot сможет выполнить практически любой специализированный онлайн калькулятор. В нем достаточно выставить команду «определитель» или «детерминант», после чего ввести изначальные параметры.

Обратные

Для каждого числа a, не равного нулю, существует обратное a-1. Если к ним применить cdot, результатом послужит единица. Запись данного правила: a cdot a-1 = 1 = E. Соответствующее утверждение актуально и для матричных квадратных компонентов.

Нужно запомнить, что:

  1. A-1 – обратная к A, если при cdot ее на соответствующую матрицу, как справа, так и слева, будет единица.
  2. Не у каждой матрицы есть обратная ей.
  3. Когда a не равно 0 – это условие, которое является достаточным и необходимым для существования a-1, для получения A-1 требованием будет условие, что модуль A не равен 0.

Транспонирование и обратные матричные элементы, а также cdot – это база, без которой более сложные задачи решать не выйдет. Особенно тогда, когда речь заходит об уравнениях.

О минорах

Вектор направления в рассматриваемой теме в основном крутится вокруг cdot. Это – элементарная, но очень важная операция, с которой предстоит столкнуться не только математику, но и работнику в IT-сфере. Особенно если он хочет попытаться составить собственный калькулятор.

Для более полного раскрытия темы необходимо изучить миноры и алгебраические дополнения:

  1. Минор – это детерминант (n-1) порядка, который получается из определителя n-го порядка. В последнем нужно вычеркнуть i-строку и k-столбец, на пересечении которых находится aik. Обозначение минора – Mik.
  2. Алгебраическое дополнение – это минор с определенным знаком. Последний зависит от четности суммы i+k номеров строки и столбца, на пересечении которых находится aik.
  3. Обозначение алгебраического дополнения: Aik = (-1)i+k cdot Mik.
  4. Если у детерминанта n-го порядка все элементы последней строки/столбца, исключая составляющую, которая находится в правом нижнем углу, равны 0, то определителем будет cdot этого значения на минор.
  5. Когда определитель состоит из нулей за исключением одного компонента – детерминантом будет cdot соответствующего значения на алгебраическое дополнение.

В этой теории без матриц, умножение которых было рассмотрено ранее, разобраться не получится. Миноры и алгебраические дополнения тоже иногда удается получить через специализированные онлайн калькуляторы.

Об уравнениях

Математика – точная наука, в которой иногда требуется не только нарисовать вектор или фигуру, совершить элементарные операции, но и обнаружить неизвестное. В рассматриваемой теме речь зайдет о матрицах и уравнениях с ними.

Без cdot справиться с этой задачей не получится, ведь существуют различные варианты развития событий. В них может потребоваться воспользоваться перемножением строки одного компонента на второй, а также cdot на число. В некоторых ситуациях нужно искать обратные мат. составляющие.

Для матричных уравнений будут действовать те же правила, что и у линейных, но с некоторыми оговорками. Здесь у матриц умножение окажется одним из самых важных принципов.

Правила решения уравнений

Далее, когда транспонирование и иные важные аспекты тематики изучены, будут даны возможные примеры матричных уравнений с решениями. Пусть дано условие A cdot X = B, где A и B – известны, а X- нет.

Принцип решения зависит от ситуации:

  1. A cdot X = B. Здесь обе части перемножаются на обратную А-1 слева. На выходе будет E cdot X = A-1 cdot B. Итог – X = A-1 * B.
  2. X cdot A = B. Здесь действует тот же принцип, что и в предыдущем примере. Но перемножение на обратную A осуществляется справа. Результат – X = B cdot A-1.
  3. A * X * B = C. Известная матрица в левой части перемножается на обратную той, что расположена слева в уравнении. Далее – с правой стороны на матрицу, обратную той, что находилась справа. Результат: X = A-1 * C * B-1.

Когда в заданном примере X – это обычное число, правило умножения заданных матриц не работает. Здесь будет применяться простой принцип – решение линейных уравнений.

Быстрое решение

Чтобы не приходилось думать, каким размером матрицу на матрицу можно перемножить, а также как строить векторные графики при необходимости, стоит посмотреть школьную программу по алгебре и геометрии (старшее звено), а также заглянуть в пособия для учеников ВУЗов.

Если же нужно быстро получить решение по матрицам, в интернете удастся отыскать немало калькуляторов на любой случай. А это видео объяснит, как у матриц проводить умножение на наглядных примерах.

Чтобы применять cdot, а также матричные компоненты в программировании, стоит пройти дистанционные специализированные курсы. Предложения есть как для новичков, так и для продвинутых программистов и математиков.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!

Также, возможно, вам будет интересен следующий курс:

Матрицы: основные операции