В процессе работы с компьютером время от времени приходится сталкиваться с так называемыми логами. Они могут быть разными и включать в себя ту или иную информацию. Для обычного пользователя соответствующие сведения будут непонятны – они представлены по умолчанию в зашифрованном виде. А вот для IT-специалистов логи будут полезны и ясны.

Далее предстоит познакомиться с ними поближе. Нужно разобраться, что собой представляют логи приложения и сервера, какими вообще они бывают, для каких конкретно целей используются. Также предстоит познакомиться с логированием и рассмотреть уровни логирования.

Предложенная ниже информация рассчитана на широкую публику. Она будет интересна как обычным ПК-пользователям, желающим разобраться в особенностях работы с компьютерами и серверами, так и IT-специалистам.

Определение

Лог – это специальный текстовый файл, в который в автоматическом режиме осуществляется запись важной информации о работе той или иной системы, программы или сервера. Обычно таким термином описывают серверный лог. Он формируется путем записи специальным программным обеспечением, заранее установленным на сайт или онлайн-систему и выступающим его внутренней частью.

Лог-файл – это журнал событий. В нем информация записывается в хронологическом порядке. Логи здесь выступают простейшими средствами обеспечения журналирования. Принято различать регистрацию внешних событий, а также протоколирование функционирования самого программного обеспечения – источника записей.

В лог-файлах содержится информация об ошибках, проделанных пользователями действиях, а также иных происходящих в системе/программе событиях. Соответствующие документы будут очень полезны инженерам и разработчикам. Эти специалисты используют log files в процессе отладки, а также проверки исправности работы программного обеспечения.

Logs включают в себя информацию, записанную в сокращенном формате. Для обычного пользователя такие файлы представлены каким-то непонятным символьным набором, не имеющим никакого смысла. На самом деле это не так. IT-специалист, умеющий считывать лог-файлы, сможет извлечь из них много полезных данных о работе системы, программы или сервера.

Зачем нужны

Однозначно ответить на вопрос о том, для чего нужны логи, проблематично. Связано это с тем, что рассматриваемый тип журналирования может быть разным. Каждый отвечает за свои ключевые задачи и цели.

Логирование помогает:

  1. Устранять разнообразные ошибки и неполадки. При помощи логирования (записи специальных журналов событий и действий) можно понять, когда и почему произошел сбой в работе. Этот прием позволяет оперативно обнаруживать и устранять ошибки.
  2. Контролировать работу приложений. Кроме поиска ошибок, логирование помогает лучше отслеживать всевозможные процессы, а также составлять прогнозы и контролировать работу программы или сервера. С помощью журналирования удается понять, нормально ли функционирует система, нуждается ли она в доработке и, если ответ положителен, в какой именно.
  3. Проверять стабильность. Даже если имеющаяся система работает корректно, время от времени рекомендуется проверять ее логи. Этот прием позволит еще на ранних этапах обнаружить те или иные уязвимости, а также ошибки и недочеты. Соответствующая ситуация не даст сбоям разрастись и повлечь за собой серьезные последствия.
  4. Обнаруживать злоумышленников. Вирусы и взломы нередко обнаруживаются по лог-файлам. В них записываются не только ошибки и функционирование приложений и систем, но и любые другие пользовательские действия. Специалистам будет намного проще обнаружить подозрительную активность и предотвратить взлом проекта/системы.
  5. Проводить маркетинговые мероприятия. Logs – это некие источники ценной информации для развития онлайн-проектов и приложений. С их помощью получится собрать статистику с «сырой» технической информацией. В качестве примера можно привести понимание того, откуда на площадку приходят пользователи, какими устройствами они чаще всего пользуются при посещении проекта и где именно живут посетители ресурса.

Для чего нужны логи, понятно. Теперь можно выяснить, какими они бывают. От этого напрямую зависит содержание тех или иных журналов данных.

Разновидности

Logs содержат самую разную информацию – для каждого типа данных имеются отдельные лог-файлы. Чтобы лучше понимать их, стоит обратить внимание на веб-сервер или онлайн-приложение. В этом случае предстоит иметь дело со следующими журналами:

  1. Основной лог. Он записывает и показывает главные события приложения или серверного программного обеспечения.
  2. Журнал доступа. Включает в себя данные о посетителях проекта.
  3. Лог ошибок. Такой журнал записывает в себя все происходящие в системе или на сервере сбои. Позволяет отслеживать ошибки, произошедшие в процессе функционирования программного обеспечения.
  4. Web server log. Позволяет посмотреть историю обращений к серверу. Здесь же публикуются сведения о возможных ошибках в процессе этих самых обращений.
  5. Лог-файл баз данных. Используется для записи информации о взаимодействии с имеющимися базами данных. В нем можно увидеть не только посылаемые и обработанные запросы, но и ошибки.
  6. Лог-файлы почтовых серверов. Они включают в себя данные об отправленных и полученных письмах, а также иных сведениях, связанных с почтой.

Самыми важными являются: лог программы (сервера), доступа и ошибок. Их нужно проверять в первую очередь. Об остальных журналах специалист тоже не должен забывать – там он найдет много полезного для дальнейшей работы с системой и анализа.

Как читать

Лог-файлы необходимо правильно считывать. Сделать это предлагается несколькими способами:

  1. Вручную. Logs хранятся в файлах с расширением .log. Они открываются точно так же, как и обычные текстовые документы. С помощью текстового редактора пользователь сможет увидеть содержимое такого документа. Предварительно необходимо поинтересоваться настройками формата логирования, если к подобной информации есть доступ. Обычно данные разделяются в документе пробелами. Реже – при помощи слэшей или дефисов. Каждая запись отображается с новой строки. Читать полный лог приложения – трудоемкое и бессмысленное занятие. Главное – это знать, какие строчки искать, чтобы сконцентрироваться на них.
  2. Через анализатор. Так называется специальная программа, помогающая расшифровывать журналы и представлять их содержимое в более понятном обычному пользователю виде. Программа будет парсить log-file (разбирать его на составляющие) и представлять в оптимальной форме.

Наиболее простой вариант считывания журналов ошибок и других данных – через анализаторы. Лучшими здесь можно назвать программы Weblog Expert и Analog. Существуют также анализаторы, которые способны поддерживать интеграцию с сервисами для сбора статистики. Посредством такого программного обеспечения картина происходящего окажется наиболее полной для IT-специалиста.

Таблица лог-файлов

Таблицы для журналов ошибок – это специальный структурированный формат. Он используется для записи и анализа сбоев, неполадок и ошибок в программных продуктах, операционных системах и веб-приложениях. С помощью соответствующих таблиц удается организовывать данные об ошибках в удобном и понятном пользователю формате. Данная особенность положительно сказывается на информационной интерпретации, а также поиске причин неполадок и принятии дальнейших мер их корректировки.

Таблицы файлов ошибок включают в себя такие столбцы, как:

  • время и дата;
  • уровень ошибки;
  • компонент;
  • непосредственное сообщение об ошибке;
  • пользователь;
  • дополнительные атрибуты.

С помощью таких таблиц удается систематизировать информацию о сбоях и ошибках, а также упростить их поиск и устранение, обеспечить качественный мониторинг и отладку программ.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!