Откуда берутся страхи?
Обучение тесно связано с самооценкой студента, со стрессом. Если самооценка подвергнута угрозе, может возникнуть страх и неуверенность в своих силах.
В формировании страха обучения не последнюю роль играет негативный опыт студента. Глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения» аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, показало, что российские школьники больше всех испытывают стресс из-за успеваемости в школе. Об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай — 64%, на третьем месте Германия — 61%.
Также исследование подтвердило, что чувство тревоги и неуверенности мешает в учебе, об этом говорят 68% российских учителей.
Отмечается, что ученики, учителя и родители сходятся во мнении, что именно оценки являются ключевым фактором, вызывающим стресс, как и сравнение результатов усилий одного ученика с успехами других. Так, на вопрос «Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство» больше всего положительно ответили 66% учеников из США, 55% учеников из России и 39% учеников из Германии.
Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% в Японии, 64% в США, 66% в Германии, 73% в Китае.
С подобным стрессом человек сталкивается не только в школе, но и в любой среде, где он учится.
Помимо оценок, может пугать ещё много других вещей: время, которое нужно выделить для прохождения курса и выполнения заданий — сроки вызывают страх не успеть.
Боязнь масштаба цели, например, смена сферы деятельности, приводят к тому, что студент может оплатить курс и не пройти его, он может уйти в любое время обучения, не выполнять ДЗ, ходить не на все занятия. Сюда же можно отнести страх потерянного времени/денег.
Многих пугает то, что они будут уделять меньше времени семье\работе\друзьям (список можно продолжать), семья может не поддерживать и не понимать важность этого обучения для человека.
Это только несколько примеров самых распространенных страхов. И они все могут возникнуть на любой стадии обучения.
Мы провели опрос и выделили наиболее часто встречающиеся страхи студентов:
- Это слишком сложно, я не справлюсь.
- Откладывание задач, которые требуют длительной концентрации.
- Маленький фокус внимания.
- Страх провала на любой из стадий обучения.
- Страх не понять материал.
- Страх публичных выступлений.
- Страх, что эти знания не пригодятся или их мало для достижения цели.
- Сравнение себя с более опытными студентами или преподавателем, ощущение своей некомпетентности или маленького объёма знаний.
- Страх быть глупее других.
- Непонимание конечной цели, поэтому страх потратить деньги/время впустую.
- Навязанная ценность обучения, которая приводит к внутреннему сопротивлению (когда учиться заставили или «так нужно»).
- Страх не довести начатое до конца (нет времени, слишком объёмный курс, потеря интереса, неумение планировать, неумение ставить цели).
- Страх осуждения за любые действия.
- Страх совершить ошибку (особенно крупную).
- Страх получить негативную обратную связь от преподавателя.
- Страх перемен (внутри и вовне).
- Страх оценки.
- Будет слишком скучно (сюда — длинные уроки, «унылые преподаватели», слишком долго идти до сути и тд).
- Страх отсутствия пользы.
Что делать?
Страхи влияют на мотивацию, поведение студента, его общение с преподавателем и однокурсниками. Трудно учесть их все, так как кроме перечисленных есть ещё множество личных страхов.
Можно помочь, а именно сделать обучение студентов максимально комфортным через проявление эмпатии и заботы, через ответы на их запросы, через общение с ними. Важно дать понять студентам, что мы заинтересованы не только их обучить, но и сделать это обучение комфортным и результативным. Огромную роль здесь играет похвала, подбадривание и поддержка.
Некоторые инструменты
Курсы в OTUS рассчитаны на длительное обучение, и этот факт сразу может активировать несколько страхов: страх не справиться, не успеть, отстать, страх нехватки времени, бросить на полпути и т.д.
Важно донести до студента, что мы рядом, понимаем их и готовы помочь.
Преподаватели, комьюнити, методисты готовы помочь каждому студенту, кто в этом нуждается, не нужно бояться просить помощи, мы рядом.
Необходимо вселять в студентов уверенность, ведь курс разработан под запрос целевой аудитории и рассчитан на то, чтобы студенты проходили обучение до самого конца и не отсеивались. Ведь, чем больше довольных выпускников — тем радостнее нам!
Необходимо давать студентам обратную связь, спрашивать об их состоянии и понимании материала. Рефлексия может стать отличным инструментом для сбора обратной связи от студента. Она поможет узнать, как студенты чувствуют себя в обучении. Можно выделить несколько минут в конце занятия, предоставить возможность каждому желающему высказаться по поводу пройденного материала, поделиться своими эмоциями. Этот прием поможет определить, кому из студентов нужна помощь и поддержка. К тому же, рефлексия помогает учиться.
Очень важно отслеживать атмосферу и в чатах группы. Это должно быть пространство, свободное от хамства, оскорблений, осуждений. Мы не заостряем внимание на правиле «свободное от негатива», так как мы обучаем живых людей, и они могут эмоционально высказываться по каким угодно поводам. Каждый, кто оказался в расстроенных чувствах, должен получить поддержку и обратную связь.
Одна из основных задач школы — это рост и развитие студента. Ведь обучение — это огромный труд, в котором всегда задействованы обе стороны. Для получения результатов стороны должны сотрудничать между собой и помогать друг другу.
Если я студент
Вы должны знать, что, решив учиться, вы совершаете героический поступок. Да, именно так.
Если перед началом обучения или в его процессе вы столкнулись со страхом, то мы подготовили список лайфхаков, которые могут помочь его преодолеть:
- Если у вас есть вопросы по обучению — напишите преподавателю и задайте их. Главное, помнить правило: не бывает глупых вопросов, преподаватель всегда вам поможет, подскажет, объяснит.
- Если есть любые страхи — напишите комьюнити-менеджеру, они обязательно вас поддержат и помогут.
- Если вы в чём-либо сомневаетесь, всегда можно поделиться этим с учебной группой. Будьте уверены, что подобные сомнения мучают не только вас. При обсуждении волнующих вас вопросов с одногруппниками вы получите не только поддержку, но и не понимание того, что вы не одиноки.
- Если вы столкнулись с сопротивлением, помните, что это нормально. Когда человек растет, он всегда сталкивается со страхом и сопротивлением. Наш мозг так устроен, что ему страшно, когда происходит что-то новое. И ему комфортнее выбирать самый простой вариант. А если вы выбрали более сложный путь, то он будет сопротивляться.
- Ответьте себе на вопрос, зачем вам это обучение? Подробно, как можно более понятно, чтобы у вас было четкое понимание, как обучение улучшит вашу жизнь. Это поможет вам в момент сомнений и поддержит мотивацию на уровне.
- Соблюдение режим работы и отдыха — это важно, вам нужны силы.
- Помните, что для того, чтобы привыкнуть к чему-то новому, всегда нужно время. Наши ожидания зачастую не совпадают с реальностью и это нормально. Просто дайте себе время привыкнуть.
- Не сравнивайте себя с другими, у каждого студента свой путь и свой подход к обучению.
- Поговорите с семьей, расскажите, почему для вас важно обучение, заручитесь их поддержкой и пониманием.
- Записывайте свои результаты, это поможет вам понять, что вы не стоите на месте, а движетесь вперёд. Не забывайте хвалить себя.
- Бумага всё стерпит. Если вас что-то беспокоит, напишите это на бумаге, распишите причины, почему это вас беспокоит и несколько способов решения. Так вы поймете, как избавиться от тревоги.