Откуда берутся страхи?

Обучение тесно связано с самооценкой студента, со стрессом. Если самооценка подвергнута угрозе, может возникнуть страх и неуверенность в своих силах.

В формировании страха обучения не последнюю роль играет негативный опыт студента. Глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения» аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, показало, что российские школьники больше всех испытывают стресс из-за успеваемости в школе. Об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай — 64%, на третьем месте Германия — 61%.

Также исследование подтвердило, что чувство тревоги и неуверенности мешает в учебе, об этом говорят 68% российских учителей.

Отмечается, что ученики, учителя и родители сходятся во мнении, что именно оценки являются ключевым фактором, вызывающим стресс, как и сравнение результатов усилий одного ученика с успехами других. Так, на вопрос «Когда меня сравнивают с другими учениками, я чувствую беспокойство» больше всего положительно ответили 66% учеников из США, 55% учеников из России и 39% учеников из Германии.

Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% в Японии, 64% в США, 66% в Германии, 73% в Китае.

С подобным стрессом человек сталкивается не только в школе, но и в любой среде, где он учится.

Помимо оценок, может пугать ещё много других вещей: время, которое нужно выделить для прохождения курса и выполнения заданий — сроки вызывают страх не успеть.

Боязнь масштаба цели, например, смена сферы деятельности, приводят к тому, что студент может оплатить курс и не пройти его, он может уйти в любое время обучения, не выполнять ДЗ, ходить не на все занятия. Сюда же можно отнести страх потерянного времени/денег.

Многих пугает то, что они будут уделять меньше времени семье\работе\друзьям (список можно продолжать), семья может не поддерживать и не понимать важность этого обучения для человека.

Это только несколько примеров самых распространенных страхов. И они все могут возникнуть на любой стадии обучения.

Мы провели опрос и выделили наиболее часто встречающиеся страхи студентов:

  1. Это слишком сложно, я не справлюсь.
  2. Откладывание задач, которые требуют длительной концентрации.
  3. Маленький фокус внимания.
  4. Страх провала на любой из стадий обучения.
  5. Страх не понять материал.
  6. Страх публичных выступлений.
  7. Страх, что эти знания не пригодятся или их мало для достижения цели.
  8. Сравнение себя с более опытными студентами или преподавателем, ощущение своей некомпетентности или маленького объёма знаний.
  9. Страх быть глупее других.
  10. Непонимание конечной цели, поэтому страх потратить деньги/время впустую.
  11. Навязанная ценность обучения, которая приводит к внутреннему сопротивлению (когда учиться заставили или «так нужно»).
  12. Страх не довести начатое до конца (нет времени, слишком объёмный курс, потеря интереса, неумение планировать, неумение ставить цели).
  13. Страх осуждения за любые действия.
  14. Страх совершить ошибку (особенно крупную).
  15. Страх получить негативную обратную связь от преподавателя.
  16. Страх перемен (внутри и вовне).
  17. Страх оценки.
  18. Будет слишком скучно (сюда — длинные уроки, «унылые преподаватели», слишком долго идти до сути и тд). 
  19. Страх отсутствия пользы.

Что делать?

Страхи влияют на мотивацию, поведение студента, его общение с преподавателем и однокурсниками. Трудно учесть их все, так как кроме перечисленных есть ещё множество личных страхов.

Можно помочь, а именно сделать обучение студентов максимально комфортным через проявление эмпатии и заботы, через ответы на их запросы, через общение с ними. Важно дать понять студентам, что мы заинтересованы не только их обучить, но и сделать это обучение комфортным и результативным. Огромную роль здесь играет похвала, подбадривание и поддержка.

Некоторые инструменты

Курсы в OTUS рассчитаны на длительное обучение, и этот факт сразу может активировать несколько страхов: страх не справиться, не успеть, отстать, страх нехватки времени, бросить на полпути и т.д.

Важно донести до студента, что мы рядом, понимаем их и готовы помочь.

Преподаватели, комьюнити, методисты готовы помочь каждому студенту, кто в этом нуждается, не нужно бояться просить помощи, мы рядом.

Необходимо вселять в студентов уверенность, ведь курс разработан под запрос целевой аудитории и рассчитан на то, чтобы студенты проходили обучение до самого конца и не отсеивались. Ведь, чем больше довольных выпускников — тем радостнее нам!

Необходимо давать студентам обратную связь, спрашивать об их состоянии и понимании материала. Рефлексия может стать отличным инструментом для сбора обратной связи от студента. Она поможет узнать, как студенты чувствуют себя в обучении. Можно выделить несколько минут в конце занятия, предоставить возможность каждому желающему высказаться по поводу пройденного материала, поделиться своими эмоциями. Этот прием поможет определить, кому из студентов нужна помощь и поддержка. К тому же, рефлексия помогает учиться. 

Очень важно отслеживать атмосферу и в чатах группы. Это должно быть пространство, свободное от хамства, оскорблений, осуждений. Мы не заостряем внимание на правиле «свободное от негатива», так как мы обучаем живых людей, и они могут эмоционально высказываться по каким угодно поводам. Каждый, кто оказался в расстроенных чувствах, должен получить поддержку и обратную связь.

Одна из основных задач школы — это рост и развитие студента. Ведь обучение — это огромный труд, в котором всегда задействованы обе стороны. Для получения результатов стороны должны сотрудничать между собой и помогать друг другу.

Если я студент

Вы должны знать, что, решив учиться, вы совершаете героический поступок. Да, именно так. 

Если перед началом обучения или в его процессе вы столкнулись со страхом, то мы подготовили список лайфхаков, которые могут помочь его преодолеть:

  1. Если у вас есть вопросы по обучению — напишите преподавателю и задайте их. Главное, помнить правило: не бывает глупых вопросов, преподаватель всегда вам поможет, подскажет, объяснит.
  2. Если есть любые страхи — напишите комьюнити-менеджеру, они обязательно вас поддержат и помогут.
  3. Если вы в чём-либо сомневаетесь, всегда можно поделиться этим с учебной группой. Будьте уверены, что подобные сомнения мучают не только вас. При обсуждении волнующих вас вопросов с одногруппниками вы получите не только поддержку, но и не понимание того, что вы не одиноки.
  4. Если вы столкнулись с сопротивлением, помните, что это нормально. Когда человек растет, он всегда сталкивается со страхом и сопротивлением. Наш мозг так устроен, что ему страшно, когда происходит что-то новое. И ему комфортнее выбирать самый простой вариант. А если вы выбрали более сложный путь, то он будет сопротивляться.
  5. Ответьте себе на вопрос, зачем вам это обучение? Подробно, как можно более понятно, чтобы у вас было четкое понимание, как обучение улучшит вашу жизнь. Это поможет вам в момент сомнений и поддержит мотивацию на уровне.
  6. Соблюдение режим работы и отдыха — это важно, вам нужны силы.
  7. Помните, что для того, чтобы привыкнуть к чему-то новому, всегда нужно время. Наши ожидания зачастую не совпадают с реальностью и это нормально. Просто дайте себе время привыкнуть.
  8. Не сравнивайте себя с другими, у каждого студента свой путь и свой подход к обучению.
  9. Поговорите с семьей, расскажите, почему для вас важно обучение, заручитесь их поддержкой и пониманием.
  10. Записывайте свои результаты, это поможет вам понять, что вы не стоите на месте, а движетесь вперёд. Не забывайте хвалить себя.
  11. Бумага всё стерпит. Если вас что-то беспокоит, напишите это на бумаге, распишите причины, почему это вас беспокоит и несколько способов решения. Так вы поймете, как избавиться от тревоги.