Отчет Future of Jobs Report 2023

Исследование: отсутствие высшего образования не влияет на успешность переучивания

1 мая 2023 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал отчет за 2023 год Future of Jobs, в котором анализируется влияние текущих потрясений на рынок труда и раскрываются перспективы развития технологий, рабочих мест и профессиональных навыков в ближайшие пять лет. Исследования для данного отчета были проведены Coursera. Результаты показали, как основанные на навыках подходы к развитию рабочей силы могут помочь потерявшим работу сотрудникам освоить профессии будущего.

Цифровая трансформация, автоматизация и глобализация приводят к дефициту квалифицированных кадров и беспрецедентной потребности в переквалификации и повышении квалификации в глобальном масштабе. Головокружительный рост генеративного искусственного интеллекта еще более обостряет эту потребность, поскольку новый класс работников интеллектуального труда теперь находится под угрозой увольнения. В отчете Future of Jobs прогнозируется, что за период с нынешнего по 2027 год более 60% работников будут нуждаться в переподготовке, однако сегодня только для половины из них существуют адекватные возможности обучения.

Данные портала Coursera, приведенные в отчете Future of Jobs, содержат ценные выводы, которыми можно руководствоваться при разработке стратегий переквалификации сотрудников, потерявших работу. Среди основных выводов нашего исследования:

Учащимся без высшего образования в выбранной сфере потребовалось примерно столько же времени для приобретения ключевых навыков, сколько и тем, у кого она уже имелась.

Исследование: отсутствие высшего образования не влияет на успешность переучивания

Среднее количество учебных часов, затраченных учащимися на успешное освоение программы Coursera, не свидетельствует о том, что учащимся, не имеющим ученой степени, требуется больше времени для достижения начального, среднего или продвинутого уровня владения каким-либо навыком. Этот вывод подчеркивает значительный потенциал применения основанных на навыках подходов, таких как отраслевые микроквалификации и наем на основе навыков, для решения проблемы пробелов в профессиональной подготовке и нехватки кадров.

Необходимо предпринять коллективные действия со стороны государственного и частного секторов для обеспечения доступных и гибких путей переквалификации пострадавших от изменений работников. Правительственные органы и высшие учебные заведения должны обеспечить актуальные и масштабируемые программы развития рабочей силы и академические программы для решения проблем, вызванных исчезновением видов работ и безработицей. Подход работодателей к поиску талантов, основанный на профессиональных навыках, может помочь им расширить все процессы найма и создать механизмы переквалификации сотрудников для их адаптации к быстро меняющимся требованиям к рабочей силе. 

Отдельные люди отдают предпочтение техническим навыкам, но работодатели в условиях быстро меняющихся потребностей в рабочей силе делают акцент на гуманитарных навыках.

Исследование: отсутствие высшего образования не влияет на успешность переучивания

Отдельные учащиеся на Coursera в основном сосредоточены на развитии технических навыков, обычно ассоциирующихся с высокооплачиваемыми и востребованными профессиями, таких как программирование, сети, кибербезопасность, операционная деятельность и управление ресурсами. По данным опроса Future of Jobs, это не самые ключевые навыки, которые ищут работодатели. Однако многие из них служат основой для достижения высокого уровня владения такими сложными навыками, как искусственный интеллект (AI), большие данные (Big Data), лидерство и социальное влияние (social influence). Пусть работодатели и не относят навыки восприятия информации, грамотной письменной речи и математические навыки к числу приоритетных, тем не менее эти навыки остаются важной основой для успешного трудоустройства любого соискателя. 

В эпоху этих стремительных перемен и потрясений компании уделяют все больше внимания социально-эмоциональным навыкам, позволяющим сотрудникам более эффективно реагировать на постоянные изменения — устойчивость, гибкость, лидерство и аналитическое мышление. Эти «человеческие» навыки менее подвержены автоматизации и приобретают все большее значение по мере увеличения темпов изменений за счет развития технологий. В то время как на технические навыки по-прежнему приходится большая часть учебных часов, проведенных студентами на Coursera, есть основания полагать, что эта разница выравнивается, поскольку социально-эмоциональные навыки неуклонно увеличивают свою долю учебных часов в период с 2017 по 2023 год. 

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что учреждениям и сотрудникам следует инвестировать в развитие как цифровых, так и человеческих навыков. Однако все еще существуют пробелы в необходимых профессиональных качествах, и компании должны сыграть важную роль в поддержке и расширении возможностей вынужденно уволенных работников, обладающих необходимыми навыками и квалификацией для успешной работы на новом рынке труда.

Автор статьи: Джефф Маджионкальда, Главный исполнительный директор Coursera
Источник: Coursera