Зачем программисты разговаривают с уточкой? Метод самообучения Фейнмана

В привычной системе образования многие часы тратятся на чтение, прослушивание лекций и написание конспектов, а результаты учебной деятельности рассматриваются как способ измерения прогресса учащегося. Однако исследования показали, что мы лучше запоминаем новую информацию, когда активно взаимодействуем с ней и создаем ее собственную версию в своей памяти. Не тогда, когда просто зубрим, бездумно пишем конспекты и механически их перечитываем, а когда размышляем, активно вспоминаем и пересказываем своими словами. На этом принципе основан метод самообучения Фейнмана, названный в честь американского ученого Ричарда Фейнмана (1918–1988), физика, лауреата Нобелевской премии.

Студенты Фейнмана называли своего преподавателя Великим Объяснителем (The Great Explainer). Фейнман был пионером квантовой электродинамики, оказав влияние на области нанотехнологий, квантовых вычислений и физики элементарных частиц. Он был увлеченным и невероятно талантливым учителем, способным объяснять своим ученикам сложные научные знания доступным языком. Билл Гейтс назвал его «величайшим учителем, которого у меня никогда не было». А вот у Альберта Эйнштейна была возможность взаимодействовать с ним, — он посещал лекции, которые Фейнман читал в аспирантуре.

В отличие от многих ученых, которые для транслирования своих идей используют в основном письменную речь, Фейнман в значительной степени полагался именно на вербальные каналы. Большая часть его работ была транскрибирована с его лекций. Акцент на устном общении является основой техники Фейнмана.

Попробуйте перефразировать то, что вы только что выучили, на своем родном языке, не используя только что выученное новое для вас слово.

Как применять метод Фейнмана для обучения

Метод Фейнмана включает три простых шага. Выберите какую-нибудь недавно изученную тему и попробуйте проверить знания.

Попробуйте объяснить недавно изученную тему ребенку

Вообразите себя учителем. Выпишите на бумагу все, что вы знаете о предмете. Помните об уровне подготовки своей воображаемой аудитории и старайтесь не использовать в своих объяснениях сложные термины и профессиональный жаргон. Не прячьтесь за сложными словами, чтобы замаскировать пробелы в своих знаниях. Как именно вы объясните эту концепцию ребенку, который не имеет даже базовых знаний знаний по этому предмету? Не стесняйтесь делать зарисовки, рисовать блок-схемы и диаграммы, составлять ментальные карты, чтобы упорядочить и организовать большое количество информации.

Закройте пробелы в знаниях

В процессе объяснения в какой-то момент вы неизбежно застрянете. Возможно, вам не удастся придумать простой способ объяснить часть концепции, или, возможно, вы осознаете, что какую-то часть вы все еще сами не поняли до конца. И это хорошо: именно здесь и происходит магия метода. Вернитесь к изучаемому материалу, чтобы убедиться, что вы полностью понимаете концепцию, а затем продолжайте продумывать свое собственное простое объяснение.

Он открыл новый блокнот. На первой странице написал: «Список вещей, о которых я ничего не знаю». В первый, но не в последний раз, он реорганизовал все свои знания. Он неделями разбирал сложные понятия физики, собирал заново, разбирал опять — и так до тех пор, пока все части не притерлись друг к другу, не перестали скрипеть, не заработали хорошо. Он был в вечном поиске истинной сути вещей.

Слова Джеймса Глейка, автора биографии о Ричарде Фейнмане.

Создайте историю

Теперь, когда весь необходимый материал вы собрали на листе бумаги, пришло время превратить его в увлекательную историю, организовав и упростив его. Используйте аналогии и метафоры. Прочтите объяснение вслух, чтобы послушать, как оно звучит, и убедиться в его связности и логичности, в том, что вы не пропускаете ни одного шага в объяснении. Если вы успешно преодолели и этот этап, можно быть уверенным в том, что вы освоили тему.

Вот пример такого простого объяснения, понятного даже ребенку, написанного Фейнманом для объяснения того, что такое атомы:

Всё состоит из атомов — маленьких частиц, которые находятся в постоянном движении, притягиваясь, находясь друг от друга недалеко, и отталкиваясь, когда друг к другу прижимаются.

Если вы хотите еще больше преуспеть в понимании нового материала, попробуйте объяснить тему кому-то из знакомых, то есть попрактиковаться уже на реальных слушателях или читателях, а не воображаемых. Сделать это можно путем написания образовательной статьи, рассказа или даже выступления с мини-лекцией. Обучение через объяснение другим, через преподавание работает чрезвычайно эффективно. Попробуйте рассказать коллеге или другу о том, что вы недавно узнали и посмотрите, поймут ли они. А если вы составите действительно интересную увлекающую историю, они могут даже вдохновиться и начать изучать ее сами.

Заключение

Суть метода самообучения Фейнмана состоит в преобразовании сложной информации в упрощенную форму, доступную для понимания и запоминания. Механизм прост. Для начала включите «активную память» и тезисно выпишите все, что вы знаете по новой теме. Затем попробуйте рассказать изученное воображаемому собеседнику — это поможет обнаружить «белые пятна» в знаниях. Вернитесь к материалу и закройте эти пробелы. Составьте финальный вариант истории. Используйте в объяснении простые слова, метафоры и аналогии, визуальные средства.

Больше рекомендаций по эффективному самообучению читайте в статьях:

Зачем программисты разговаривают с уточкой? Метод самообучения Фейнмана