Разработка программного обеспечения тесно связана с математикой и статистикой. Некоторые понятия оттуда пригодятся каждому программисту. Определение вектора – один из таких компонентов.
Сегодня предстоит изучить данное понятие получше. Нужно выяснить, что собой представляет вектор, для чего он используется, каково его предназначение в информационных технологиях и разработке. Также необходимо научиться выполнять разные операции над векторами, изучить их основные виды и их особенности, выяснить, что собой представляет длина.
Опубликованная ниже информация рассчитана на широкий читательский круг. Она пригодится как школьникам (ведь тема векторов изучается примерно в 9 классе), так и IT-специалистам. Обычным пользователям соответствующие сведения тоже будут полезны для «общего развития» и понимания того, как математические компоненты связаны с разработкой программного обеспечения.
Определение
Давая определение вектору, можно сказать, что он представляет собой некий математический объект с величиной (длиной) и направлением. Так называется направленный отрезок прямой. В таком элементе указывается, какая из его граничных точек выступает в качестве начала, а какая – концом.
Вектор – это объект линейной алгебры, обладающий длиной и направлением. Изображается в виде стрелки с определенной длиной. Направленный отрезок с началом в точке A и концом в точке B обозначается как AB. Векторы могут обозначаться на письме в виде латинских букв со стрелкой или чертой над ними. В качестве примера стоит привести запись a.
Кому необходимы векторы
С определением вектора ознакомиться удалось. Теперь этот алгебраический компонент можно рассмотреть получше. Перед этим предстоит понять, кому и для каких конкретно целей требуются векторы.
Они чаще всего используются:
- Математиками. Вектор – одно из базовых понятий в линейной алгебре. Именно поэтому оно встречается в разнообразных определениях и формулах.
- Физиками и другими специалистами естественных наук. С помощью направленных отрезков можно выразить огромное количество формул. Они помогают описывать реальный мир.
- Инженерами. Им рассматриваемый элемент пригодится для тех или иных расчетов.
- Специалистами по большим данным. Это связано с тем, что вектор – одна из структур, которая лежит в основе Data Science.
- Специалистами по машинному обучению. Им нужно ознакомиться с определением векторов и операциями над ними, потому что из этих элементов формируются матрицы. Последние помогают хранить данные и обучать разнообразные модели.
- Разработчикам программного обеспечения. В основном – тем, кто занимается созданием вычислительного ПО. А еще – людям, использующим такие приложения.
- Дизайнерам и различным специалистам по компьютерной графике. Им направленные отрезки помогают создавать разнообразные графические изображения.
- Звукооператорам и звукоинженерам. Рассматриваемый математический объект может применяться в процессе звукообработки.
Также понятие вектора должны знать другие специалисты, которые в той или иной степени связаны с расчетами и математикой.
Зачем нужны
Направленные отрезки – это математические объекты, которые могут использоваться не только разными специалистами, но и для различных целей:
- Математические, физические и иные вычисления. Сюда относятся как элементарные расчеты, так и ряды Фурье.
- Графическое и математическое представление разнообразных явлений и операций. Сюда можно отнести перенос предмета с места на место, выражение силы, приложенной к объекту и так далее.
- Организованное хранение числовых данных и их массивов. А еще – для операций над ними.
- Представление множества чисел в качестве единого объекта. Данный момент может иметь огромную значимость в процессе некоторых операций. К ним относят разработку программного обеспечения.
- Описание многомерных структур. Направленный отрезок может предусматривать не три измерения, как обычный геометрический объект, а больше. Их количество бесконечно – столько, сколько нужно в каждом конкретном случае.
Векторные объекты применяются в процессе информационного анализа. С их помощью удается собрать данные в структуры, а затем группировать их и анализировать.
Применение в IT
Направленные отрезки – математические объекты, которые используются в самых разных областях жизни и деятельности человека. Если говорить об IT, то знать, что называют вектором, а также как их применять, нужно в таких сферах как:
- Data Science. Рассматриваемый элемент представляет собой одномерную структуру данных. Ее получится сравнить с направленной линией. Векторные группы формируют матрицы – двумерные структуры. Именно они используются для непосредственного хранения данных в разных направлениях, включая Data Science. В соответствующем направлении есть математические формулы, которые используются с векторными величинами и другими базовыми алгебраическими понятиями.
- Графика (или работа с изображениями). В соответствующем направлении есть понятие «векторное изображение». Такое название получила картинка, состоящая не из пикселей, а из разных математических формул и объектов геометрии. Векторные элементы входят в их состав. В основе лежат не точки того или иного цвета, а линии-векторы. Они задаются различными формулами. В конечном итоге при значительном увеличении или изменении размера изображения картинка не ухудшается. Векторное изображение является более примитивным, чем растровое. Сплошную картинку с тенями и переливами цвета таким методом нарисовать не получится.
- Машинное обучение. В данной области IT знать, что называют вектором, обязательно. То же самое касается матриц. Это связано с тем, что данные объекты математики являются ключевыми в машинном обучении. На них базируются модели для обучения. А еще – через них передаются и видоизменяются разнообразные цифровые материалы.
- Веб-разработка. Здесь активно используется векторная графика. С ее помощью обычно рисуются иконки, малоцветные картинки из четких линий, баннеры. С такими изображениями будут работать не только дизайнеры, но и фронтендеры.
- 3D-графика. Рисование иконок – не единственное применение направленных отрезков в графике. 3D-специалисты часто пользуются ими при создании различных предметов и сцен. В качестве примера можно привести описание освещения. Также рассматриваемые объекты используются для создания анимации: ими описываются движения.
Что называют вектором, понятно. И для чего этот математический объект используется – тоже. Теперь стоит изучить его более подробно. Далее представлены виды направленных отрезков, а также разнообразные операции, выполняемые над ними.
Способы выражения и записи
С определением вектора ознакомиться удалось. Ранее было сказано, что данный математический объект может записываться разными способами. Многое здесь зависит от дисциплины, в которой используется рассматриваемый компонент.
Вектор – это линия/стрелка, описанная математически. Соответствующее описание может быть представлено:
- Буквой. Над ней изображается линия или стрелка. Далее пишутся скобки, в которых через запятую перечисляются хранимые числа. В качестве примера можно привести запись c (c1, c2, c3,…).
- В столбик. В этом случае значения заключаются в круглые или квадратные скобки.
- Особыми готическими буквами.
Отсюда следует, что запись векторных величин осуществляется или в столбик, или в строку. Все зависит от того, какой именно вариант удобен конкретному человеку.
Выше можно посмотреть, как выглядят соответствующие письменные интерпретации рассматриваемого математического элемента.
В математике и геометрии
В математике и геометрии vector обычно представляет собой направленный отрезок, привязанный к системе координат. Какой именно – зависит от количества координат рассматриваемого объекта.
Если vector предусматривает два числа, речь идет об обычной двумерной системе. Она знакома людям или со школьной скамьи. В ней:
- первое значение – указывает движение по оси X;
- второе значение – указывает на движение по оси Y.
Если координата имеет отрицательное значение, двигаться нужно влево и вниз соответственно. Стрелка vector начинается в точке [0; 0], а заканчивается в точке [x; y]. С помощью чисел x и y можно описать длину и направление стрелки.
Если vector включает в себя три числа – используется трехмерная координатная плоскость XYZ, если чисел больше – многомерная. Последняя встречается на практике очень редко. Многомерные системы графически изобразить почти невозможно. Зато их удается представить математически. Именно с ними работают ученые различных отраслей.
Выше можно увидеть, как выглядит vector в двумерной и трехмерной системе координат.
В информационных технологиях
С определением вектора все понятно. И с тем, как он изображается в математике и геометрии – тоже. В машинном обучении и других информационных технологиях vector имеет несколько иную интерпретацию.
Здесь он представлен в качестве некоторой структуры данных, в которой хранится определенное количество чисел. Она будет напоминать упорядоченный массив.
Более специфичное представление зависит от конкретной отрасли IT. В геймдеве могут использоваться понятия из физики, в компьютерной графике – из геометрии. Рассмотренные примеры являются общими. В реальной жизни использование такого компонента как vector является более широким.
Разновидности
Vector может быть разным. Перед тем как изучать его виды, необходимо познакомиться с понятием векторной длины. Длина вектора – это число, которое больше или равно нулю. Оно равно длине направленного отрезка.
Длина обозначается как модуль (|AB|). Модуль и длина вектора являются равносильными понятиями.
В процессе работы с vector можно встретить разные их виды. А именно:
- Коллинеарные. Так называются направленные отрезки, которые находятся на одной или параллельных прямых.
- Неколлинеарные. Они не лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
- Нулевые. Нулевым называется вектор, представленный точкой на плоскости или в пространстве. Нулевой vector будет коллинеарен любому другому. Это связано с тем, что он может принимать любое направление.
- Сонаправленные. Так называются коллинеарные vectors, которые имеют одинаковое направление. На письме они обозначаются как: a↑↑b.
- Противоположно направленные. Такое название получили коллинеарные векторы, направление которых не совпадают. Они являются противоположными друг другу. Обозначаются как: a↑↓b. Нулевой vector является сонаправленным к любым другим.
- Равные. Равными выступают vectors, у которых одинаковые длины.
- Противоположные. Противоположными выступают векторы противоположно направленные. У них длины должны быть равны.
- Перпендикулярные. Такие vectors могут иметь разные длины, но угол между этими математическими элементами равен 90 градусам.
- Единичные. У них длины равны 1.
Также необходимо помнить об угле между vectors. У перпендикулярных он равен 90 градусам, между сонаправленными векторами – 0. А еще это связано с тем, что у них одинаковое направление. Противоположно направленные vectors имеют угол 180 градусов.
Операции над векторами
С определением вектора и его основными видами ознакомиться удалось. Теперь необходимо выяснить, какие операции и как именно могут выполняться над рассматриваемыми компонентами. Эта информация изучается еще в школьной программе, поэтому она не должна вызывать никаких трудностей.
Сложение
Вектор суммы – это результат сложения двух векторов. Для этого нужно из произвольной точки отложить AB, который будет равен a, из нее – BC, равный b. Далее – соединить точку, с которой выходит BC, а также точку C. Это приведет к появлению отрезка AC. Он выражает вектор суммы – результат сложения исходных данных. Соответствующий принцип носит название «правило треугольника».
Если взять за основу ранее представленный алгоритм, можно выполнить сложение сразу нескольких векторов. Данная процедура осуществляется поэтапно – сначала нужно отыскать результирующий vector суммы первых двух направленных отрезков, а затем – прибавить к нему еще один.
Выше представлена геометрическая интерпретация обнаружения векторной суммы для 4-х направленных отрезков.
Вычитание
Векторная разность – это операция, которая не имеет отдельных схем. Это связано с тем, что разность представляет собой сумму a и –b.
Отсюда следует, что нужно всего лишь у второго vector поменять знаки и сложить их с первым.
Умножение
Найти векторную длину можно, если взять координаты начала и конца вектора, а затем вычесть из вторых – первые. Несколько иначе нужно действовать, если речь идет об умножении. В математике для этого знать векторную длину необязательно. Более того, обычно используется умножение vector на число. Пусть им будет некоторое k.
Здесь необходимо запомнить следующие правила:
- модуль k > 1 – длина вектора увеличивается в k-раз (он растягивается на соответствующее значение);
- 0 < модуль k < 1 – длина vector уменьшается (сжимается) в 1/k-раз;
- k < 0 – направление вектора будет меняться при одновременном выполнении предыдущих правил;
- k = 1 – длина вектора остается прежней.
С определением вектора и основными операциями над ним познакомиться удалось. Лучше разобраться с этим математическим компонентом и использовать его на практике помогут дистанционные компьютерные курсы.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!