Концепция создания приложений довольно проста – программист пишет исходный код, который выполняется. Так работает каждая утилита, виджет или игра. Но для того, чтобы создавать уникальный софт, нужно знать немало особенностей. Пример – какой язык программирования выбрать, какие конкретно инструменты задействовать для решения поставленных перед разработчиком задач.
Есть отдельный вид контента, требующий особого внимания, особенно в 21 веке. Это – веб-утилиты. Такое программное обеспечение лучше всего пишется на веб languages (скриптовых). Отличным решением станет JavaScript. Он специализируется преимущественно на веб-разработке, легко запоминается и работает относительно быстро.
Для web-софта, особенно сложного, важна серверная работа. О ней пойдет речь в данной статье. Информация по JS, а также лучшим платформам (среди них есть Node) для программирования на этом языке окажется полезной не только новичкам, но и опытным программистам.
Основные термины – что знать о веб-разработке
Несмотря на то, что с помощью JS можно довольно легко и быстро создавать приложения, работающие в Сети, каждый должен хорошо разбираться в терминологии. Без этого нюанса невозможно освоить ни серверную, ни клиентскую части контента.
Запомнить рекомендуется следующие понятия:
- веб-утилита – client-серверная программа, в котором client (web interface) осуществляет запуск посредством браузера, а серверная часть работает на специальном веб-сервере;
- клиент – локальное устройство, находящееся на стороне юзера, которое отправляет запросы к серверам для дальнейшей работы;
- сетевой протокол – сборник принципов и правил, которые задают принципы выполнения взаимодействия между устройствами в пределах виртуальной сети;
- архитектура – элемент, отвечающий за формулирование принципов «общения» между локальными устройствами, а также за правила взаимодействий непосредственно в пределах протокола.
Все эти понятия относятся к языку программирования JS, а также к другим веб-языкам. Чтобы в процессе разработки не возникло никаких проблем, рекомендуется дополнительно изучить и запомнить основные термины в программировании. Это поможет при составлении даже самых сложных программных кодов.
Сервер – определение понятия
Введение в веб-разработку осуществляется путем изучения не только подходящего языка программирования, но и с терминов, связанных с servers. Все это относится и к JS тоже.
Сервер – программный компонент вычислительной системы (устройства), который отвечает за выполнение сервисных (обслуживающих) функций по запросу client. Он предоставляет доступ к тем или иным ресурсам, возможностям, услугам.
Сервером в JS и других языках также могут называть мощное устройство, которое используется для решения задач, связанных с программными кодами. Осуществляет сервисное обслуживание по запросам. Отвечает за сохранение данных и БД.
Серверная часть представляет собой программу, которая обеспечивает работу сайта. Разработка подобной утилиты подразумевает непосредственное создание веб-странички. Серверная часть находится на server. Пользователи в сети не могут получить к ней доступ. Работой с оной занимаются веб-программеры.
Особенности клиент-серверной модели
Стоит обратить внимание на то, что в JS и других программных языках концепция клиент-серверов обладает собственными ключевыми особенностями. Работает следующим образом:
- Client формирует запрос и отправляет его на сервер.
- Последний принимает «сигнал».
- Осуществляется системная обработка поданного запроса и выполнение соответствующих операций.
- Клиенту выводится тот или иной результат.
Важно: данная схема предусматривает одновременную работу с несколькими clients.
Если происходит одновременная отправка нескольких запросов, согласно установленным принципам производится обработка оных в порядке очереди. У посылаемых на server команд может быть совершенно разный приоритет. Некоторые обладают высоким показателем – они будут обрабатываться системой/устройством/утилитой в первую очередь.
За что отвечают клиенты и серверы
В JS и не только на стороне сервера реализовываются следующие задачи:
- обеспечение защиты информации;
- хранение разнообразных электронных материалов;
- предоставление доступа к данным;
- непосредственная обработка клиентских запросов;
- отправка ответов на ту или иную команду, посланную от clients.
А вот параметры, проходящие реализацию со стороны клиента:
- предоставление доступа к пользовательскому графическому интерфейсу;
- формирование запроса для дальнейшей обработки и выполнения той или иной команды;
- отправка запросов на server;
- получение результатов;
- направление дополнительных групп команд (добавление, обновление, удаление сведений).
Все это – лишь введение в клиент-серверную часть программирования в JS. Не зная соответствующие основы, составить веб-утилиту будет крайне проблематично.
Концепции постройки системы
Перед тем, как создавать код на JS, стоит хорошо усвоить принципы работы клиент-серверной части контента. Существуют следующие концепции постройки оной:
- Слабый клиент-мощный сервер. База данных и другая информация обрабатывается за счет серверной мощности. Пользователи здесь обладают сильно ограниченными правами. Сервер отправляет ответ, не требующий дополнительной обработки. Client будет взаимодействовать с пользователем: создаст и направит необходимую команду, примет входящие сигналы, осуществит результирующую часть.
- Сильный клиент. Тут некоторая часть обработки информации отдается clients. Server здесь будет простым местом хранения информации (база данных, таблица и так далее). Основная деятельность ведется на пользовательском устройстве. Часть электронных материалов переносится на девайс клиента.
Есть еще один вариант – когда система или софт, который обрабатывает информацию, предоставляется юзеру. Здесь server – это особое хранилище данных. Все манипуляции по обработке и предоставлению сведений переносится на клиентский компьютер.
Важно: при программировании на JS стоит заранее определиться с концепцией. В противном случае создать качественный софт не получится. Код JavaScript придется переписывать.
Архитектура
При желании код на JS можно написать в самом обычном «Блокноте» с расширением .js. Утилита заработает, но лучше всего пользоваться для реализации поставленной задачи специальными утилитами. Они называются платформами (один вариант – Node). Помогают довольно быстро создать даже сложный проект, задействовав удобный интерфейс и функциональные возможности.
Но перед этим необходимо хорошо разобраться в принципах работы клиент-сервера. Существуют следующие виды архитектур:
- Двухуровневая. Здесь есть server, который отвечает за получение входящих запросов, а также отправку ответов юзерам. Для реализации поставленной задачи задействуются собственные системные ресурсы.
- Трехуровневая. Включает в себя предоставление информации через графический пользовательский прикладной объект, представленный сервером приложений. Здесь присутствует менеджер ресурсов. Это – база данных (ее server), который предоставляет информацию.
Второй вариант может переходить во многоуровневую. В данном случае при работе с программой JS получится установить группы дополнительных servers. Такая архитектура – лучшее решение для повышения производительности.
О платформах для JS
Введение в принципы работы рассматриваемого типа приложений и игр закончено. Теперь можно остановиться на таком моменте как платформа (пример – VIM, Node). С ее помощью удается создавать веб-контент с максимальным комфортом. Это – специальный софт, предназначенный для разработки.
В случае с JS вариантов платформ очень много. Каждая имеет собственные преимущества и недостатки. Далее будут представлены самые успешные из них. Также получится определить лучший редактор для программера, решившего использовать programming language из Java семейства.
Notepad++
Первый вариант – это Notepad. Редактор, который имеет открытый исходный код. С ним разберется даже новичок.
Обладает следующими особенностями:
- синтаксис можно подсветить на нескольких языках (включая JS);
- автоформатирование;
- автодополнение;
- навигация посредством вкладок;
- файловые менеджеры;
- карты кода;
- работа с кодировками различных типов;
- возможность подключения компиляторов и плагинов.
Единственный существенный недостаток – это работа исключительно на Windows. Для других операционных систем предстоит искать иной редактор JS.
Vim – непревзойденная классика
Классическая среда программирования, поддерживающая множество languages of programming. Иногда кажется, что разобраться с Vim достаточно трудно (синтаксис остается понятным), но это не так. Новичкам в разработке нередко этот софт доставляет хлопоты, но в будущем менять его не захочется.
При помощи Vim можно:
- работать с плагинами;
- осуществлять замену тем;
- назначать горячие клавиши.
Работает на всех операционных системах, включая MS DOS и OS/2.
Visual Studio
Детище компании Microsoft. IDE, который предусматривает все необходимое для работы с JS и веб-разработки. Здесь имеется дебагер и возможность создания Unit-тестов.
Недостатков несколько:
- большой вес;
- наличие подписки до 250 долларов в месяц для полноценной разработки;
- установка на Linux через Wine.
Для новичков имеется бесплатная версия, позволяющая составлять контент с открытым исходным кодом.
Nodejs
Еще один редактор, на который можно найти специальные уроки в Сети – это Node. Представляет собой программную платформу, которая базируется на движке V8 (транслирует Javascript в машинную кодификацию). Превращает JS в язык общего назначения.
Node – кроссплатформенная среда, имеющая открытый исходный код. С ее помощью удастся создать проект серверного или сетевого типа. Node – отличное решение и для новичков, и для опытных разработчиков.
Преимущества и возможности платформы
Многие разрабы, решившие создавать уникальные сложные утилиты web-характера, отдают предпочтение именно Node. Поэтому данную платформу рекомендуется рассмотреть более детально.
Node обладает следующими особенностями:
- синтаксис подсвечивается;
- есть асинхронные скрипты, основанные на событиях;
- высокая производительность;
- работа однопоточного типа, только среда поддерживает масштабируемость;
- разнообразные библиотеки и фреймворки (express, nest и другие);
- отсутствие буферизации – информация будет выводить сведения на дисплей по частям.
Node – среда, имеющая лицензию MIT. Ей пользуются разнообразные популярные крупные компании. Пример – eBay, PayPal, Microsoft.
Для чего нужна
Среда Node отлично зарекомендовала себя. По ней есть разнообразные уроки. Они учат грамотно применять фреймворк express для веб-утилит и другим возможностям редактора. Чаще всего Node используют для создания приложений:
- где нужен ввод-вывод информации;
- с потоковой передачей электронных сведений;
- поддерживающих активное применение данных в реальном времени (поможет фреймворк express);
- базирующихся на API JSON.
Node Editor имеет относительно простой syntax и понятный interface. Легко устанавливается – достаточно скачать Node с официального сайта.
Редактор для работы с Node JS выглядит просто. При помощи этой платформы можно запрограммировать микроконтроллер. В основе заложен принцип событийно-ориентированного и асинхронного программирования с неблокирующим вводом-выводом.
А для того, чтобы не искать уроки по Node JS и серверной-части утилит стоит посетить специализированные дистанционные курсы. Длятся до года, по выпуску выдается сертификат, подтверждающий знания в соответствующей области. Есть предложения и для новичков, и для опытных разработчиков. С таким решением осваивание Node и программирования не доставит никаких хлопот.