Языки программирования насчитывают несколько десятков вариантов. Какие-то из них подходят для нативной разработки, а какие-то – для кроссплатформенной. Visual Basic – язык программирования, который произошел от более старого языка – Basic.
В данной статье предстоит разобраться с особенностями составления Бейсик программ. Ориентироваться будем на VB, так как он встречается на практике чаще. А еще необходимо выяснить особенности выбранного ЯП и сферы его применения. Эта информация поможет понять, стоит ли вообще начинать изучение Visual Basic (далее он будет называться просто «Бейсик»).
VB – это…
Строки кода для работоспособного программного обеспечения удастся написать на любом выбранном языке. «Бейсик» — полноценный ЯП, а также специальная интегрированная среда разработки. Она была создана корпорацией Microsoft. Это – наследник BASIC с огромным количеством диалектов.
VB предусматривает:
- процедурное программирование;
- написание кода при помощи объектно-ориентированных принципов;
- компонентно-ориентированность.
Соответствующая интегрированная среда предлагает разработчику множество инструментов разработки с упором на визуальную составляющую. Это способствует быстрому проектированию уникальных пользовательских интерфейсов. Огромный код прописывать не придется – достаточно добавить несколько элементов в рабочую область, а затем написать пару строк.
История развития
Сам BASIC появился в 1964 году. В 80-х он стал утрачивать свою актуальность ввиду сложности. Исходный код даже самого элементарного приложения по сравнению с «конкурентами» содержал множество строчек и не выделялся быстродействием.
Все это привело к тому, что разработчики начали задумываться над созданием диалектов BASIC. А компания Microsoft выпустила QBasic, а чуть позже – VB.
Популярность этот язык программирования получил, начиная с версии 3.0, которая позволила взаимодействовать с базами данных. Освоить такой «Бейсик» мог даже рядовой пользователь, далекий от вопросов разработки. Элементарное приложение можно было составить в несколько строк, половина из которых прописывалась автоматически во время использования встроенных инструментов.
Традиционный VB появился в 1998 году – это его последняя версия. Далее, после сборки 6.0, Майкрософт решили разделить язык на несколько векторов. Они стали развиваться VB на платформе .Net, а также адаптированные версии для решения задач локального характера.
Виды VB
Рассматривая Basic типа Visual, нужно понимать – у него существуют разновидности. В зависимости от выбранного варианта программист будет решать те или иные задачи. Поэтому перед непосредственным написанием Бейсик программы, нужно определиться, чем именно пользоваться.
Классика
Basic Classic – классический VB. Он ориентирован на разработку приложений под Windows. Используется преимущественно как инструмент написания строк кода для соответствующей операционной системы. Предусматривает широкий спектр возможностей и инструментов, ориентированных на программирование под Windows.
Сюда относят:
- просмотр переменных и структур практически моментально;
- встроенный отладчик;
- отдельное удобное окно отладки;
- всплывающие подсказки.
Classic не пишется в отличных от изначальной средах разработки.
VBA
Аналог предыдущего варианта, но направленный на то, чтобы пользователь мог создать макросы и прикладные утилиты для уже имеющихся приложений. Получил достаточно широкое распространение. Такой результат получен за счет совместимости с MS Office.
VBA позволяет написать несколько строк для автоматического выполнения различных задач. Используется даже в 2022 году, но из-за отсутствия достаточно контроля безопасности применение чужих макросов может быть опасно. Это связано с образованием макровирусов.
VBScript
Урезанный вариант Classic. Такой Basic является скриптовым. Он подходит для администрирования на базе Windows. Активно применяется для создания страниц ASP и всевозможных сценариев под IE.
Basic .NET
Вариант, появившийся после версии 6.0 классического VB. Совершенно новый вектор развития от Microsoft. Ориентирован на работу с платформой .NET. Он:
- использует в работе библиотеку классов из .НЕТ;
- имеет объектно-ориентированную парадигму;
- обладает полиморфизмом и строгой типизацией.
Позволяет создавать крупномасштабные проекты с минимальным количеством строк исходного кода. Полученные на выходе утилиты отличаются скоростью работы, но они все равно уступают софту, составленному на C++ или C#.
Особенности
Перед тем, как делать контент на VB, нужно изучить особенности и основы языка. Рассматриваемый вариант позволяет задействовать при разработке множество визуальных компонентов и контролов, определять атрибуты и действия для элементов, создавать дополнительные строки для расширения стандартного функционала.
Составить элементарную утилиту сможет даже новичок, далекий от принципов разработки. Создание форм осуществляется через drag and drop, который отнимает минимум времени. Достаточно перетащить компонент на экран, а затем присвоить ему строки с теми или иными командами.
Компилятор VB включает в себя другие языки программирования Visual Studio, но ограничения в интегрированной среде не позволяют писать определенные разновидности контента. Также к особенностям ЯП относят:
- Объединение операторов. Принцип работает относительно логических и битовых вариантов.
- Автоматическое конвертирование целочисленных значений в вещественные. Это происходит после деления.
- Объявление массивов при помощи обозначения границ: верхних и нижних. Аналогичные принципы предусматривает Fortran и Pascal.
- Объединение VB с COM. Сюда также относится Windows.
- Наличие специального типа данных — variant. Он используется для переменных, в которых не указан тип данных.
Язык поддерживает статическую и динамическую строгую типизацию. Является компилируемым и интерпретируемым. За счет совместимости с Windows даже новичок сможет создавать программы с расширением .exe.
Преимущества и недостатки
Рассматриваемый «способ» создания программ – это интересный вариант для новичков. Минимум строк – максимум функциональности с упором на визуальные компоненты. Он обладает простым синтаксисом, с которым сможет справиться новичок. Является неплохим вариантом для тех, кто хочет попробовать собственные силы в разработке.
К преимуществам «Бейсика» относят:
- Быстрое написание контента, ориентированного на операционные системы Windows.
- Наличие защиты от ошибок. Она помогает делать программы стабильными. Этот момент до сих пор часто критикуют.
- Возможность применения WnAPI для расширения итогового функционала программ.
- Выбор типа компиляции. Строки программы можно скомпоновать в машинный код или P-код в несколько кликов.
А еще при написании программ предстоит работать с достаточно красивым и понятным интерфейсом редактора. В нем невозможно запутаться.
Недостатки тоже есть:
- Ориентированность преимущественно на Mac OS X и Windows. Другие системы не поддерживаются.
- Скорость работы. Если сравнивать программы на «Бейсике с визуализацией», то они будут уступать софту, написанному на других языках с ООП.
- Отсутствие механизмов наследования реализации имеющихся компонентов. Поддерживается лишь наследование интерфейсов.
Для того, чтобы строки написанной программы работали на устройстве, потребуется установить на компьютер отдельную библиотеку. А именно – msvbvm.dll.
Основы языка
Можно найти разнообразные уроки и туториалы, которые расскажут об особенностях написания программ на VB. Но перед тем, как создавать собственные утилиты, стоит обратить внимание на основы разработки. Далее представлены ключевые знания, которые помогут продвинуться в выбранном направлении с нуля.
Комментарии
«Бейсик» поддерживает возможность вставки комментариев. Для этого можно использовать или новую строку, или уже имеющуюся. Во втором случае комментарий вставляется после основного кода.
Если разработчику необходимо провести проверку той или иной процедуры, он может просто превратить ее в упомянутый компонент. Для этого в самом начале строки ставится знак «апостроф». VBA будет игнорировать инструкцию при обработке кода.
Типы данных
Для того, чтобы задать тип данных, нужно использовать оператор Dim, после которого в строке приложения указывается имя. Далее следует ключевое слово As с типом переменной, в противном случае можно обойтись записью Dim имя_переменной. Соответствующий элемент получит тип variant.
Язык поддерживает автоматическое создание типов переменных. Для этого не нужно указывать в строках кода конструкцию Option Explicit в разделе деклараций. Подобный прием иногда приводит к снижению скорости работы полученного исходного контента.
В VB 6.0 поддерживаются следующие типы данных:
- Byte. Нужен для хранения чисел в диапазоне от 0 до 255.
- Integer. Целое. Обозначается суффиксом %. Хранит целочисленные от -32 768 до 2 767.
- Long. Обозначается в строке как &. Это – «длинное целое».
- Single (!). Позволяет задавать переменные с точкой одинарной точности.
- Double (#). Числа с плавающей точкой двойной точности.
- Decimal (CDec). Масштабируемое целое. Используется для того, чтобы применять десятичное представление чисел в строках.
- Boolean. Булевый тип. Хранит только «истину» и «ложь». Используется при работе с логическими операторами.
- String ($). Это – строка переменной длины. Помогает хранить строковые и символьные данные.
- String*N. Строка постоянной длины.
- Date. Тип данных, ориентированный на работу с датой и временем в программе.
- Object (Set). Помогает хранить ссылки на объект.
- Currency (@). Денежный тип. Имеет до 4 цифр после запятой и до 14 – перед ней.
Также здесь есть тип Variant. Он содержит данные любого характера, включая ссылки на объекты и пользовательские массивы. Будет присваиваться в строке кода, если разработчик не установил самостоятельно тип данных для той или иной переменной.
Операторы
Операторы для написания собственного программного обеспечения используются разные. Есть «стандартные» варианты, которые известны большинству ЯП, а есть операторы для конкатенации.
В данную категорию можно отнести:
- Присваивание (=). Помогает присваивать переменным те или иные значения. Может быть задан при помощи ключевого слова Let. Set используется для присвоения переменной объектного типа. ЯП поддерживает многократное присваивание.
- Сложение (+).
- Умножение (*).
- Деление (/).
- Вычитание (-).
- Степень (^).
- Целочисленное деление (\). Первое число будет поделено на второе с отбрасыванием дробной части. Округление не производится.
- Деление по модулю (Mod). В ходе операции первое число делится на второе. Происходит возврат только остатка от выполненного действия.
- Равенство (=).
- Больше, чем. Сюда также относят «меньше, чем» (> и <).
- Больше или равно и меньше или равно (>= и <=).
- Не равно (<>).
- Сравнение объектов (Is). Будет определять, ссылаются ли переменные объектного типа на один и тот же элемент или на разные.
- Подобие (Like). При применении происходит сравнение строкового объекта с шаблоном. Далее система сообщает, подходит ли этот компонент.
- Логическое И (And), ИЛИ (or), отрицание (Not), исключение (Xor).
- Эквивалентность (Eqv). Производит оценку эквивалентности двух выражение. Если принцип соблюден, система вернет True.
- Импликация (Imp). False возвращается системой, если E1 = True, а E2 = False. В противном случае значение окажется True.
Также есть операторы конкатенации. + применяется для того, чтобы проводить операцию со строками. Когда обе части выражения – это символьный тип данных, операция «соединения» проходит успешно. Если одна – это число, а другая не может быть преобразована в соответствующий вариант, появляется ошибка.
Оператор & помогает автоматически преобразовывать выражения и значения в строковый тип. После этого «склеивание» будет производиться без проблем.
О модулях и классах
Бейсик программы хранят исходные коды в виде модулей. Они бывают разного вида:
- Формы. Обладают расширением .frm. Выступает такой модуль «базовым» для большинства программ. Содержит процедуры обработки события, общие процедуры, переменные, константы и их виды, внешние операции. При раскрытии формы в обычном текстовом редакторе появляется описание, элементы управления и свойства.
- Стандартный. Расширение — .bas. Это – контейнер для операций, функций и объявлений, к которым чаще всего получают доступ другие модули программы. Содержат глобальные и иные переменные, а также соответствующие процедуры. Код, написанный внутри, может не иметь связи с конкретной программой.
- Класса (.cls). Это – основа объектно-ориентированной разработки. Позволяет создавать новые объекты. Полученные компоненты могут обладать собственными свойствами, методами, а также событиями.
Этого достаточно, чтобы программировать софт на VB, если пользователь уже имел опыт в разработке. Всевозможные уроки и туториалы помогут быстро создать собственную программу, хоть и элементарную.
Простая консольная программа
После изучения базовых возможностей и функций можно приступить к созданию собственной первой утилиты. Это не слишком сложно, особенно если придерживаться определенного алгоритма действий.
Начать операцию необходимо с предварительной подготовки. В нее включено изучение основ VB, а также установка соответствующей интегрированной среды. Далее каждый этап будет рассмотрен более подробно.
Начало проекта
Первый шаг – создание нового проекта. В шаблоне по умолчанию есть все, что только может потребоваться для запуска итогового контента. Чтобы сделать проект на выбранном языке, необходимо:
- Запустить Visual Studio.
- Кликнуть по кнопке «Создать проект». Это делается в правой части открытого софта.
- Выбрать интересующий ЯП.
- Определиться с типом операционной системы. Пример – Windows. Далее предстоит указать вид проекта – «Консоль».
- Щелкнуть по надписи «Консольное приложение», а затем нажать на «Далее».
- Ввести имя проекта. Пример – WhatIsYourName.
- Выбрать в долгосрочной поддержке .Net 6.0. Обычно это происходит автоматически. Если нет – кликнуть по подходящему варианту вручную.
Как только все готово, можно нажать на «Создать». Через несколько секунд пользователь увидит на экране готовую форму. Остальные действия предстоит выполнять в ее пределах.
Запуск
После выбора подходящего шаблона и установки имени для него произойдет создание файла Program.vb. Имеющийся код изначально осуществляет вызов метода WriteLine. Он позволяет отобразить литеральную строчку «Привет, Мир!» в консольном окошке.
Выполнить соответствующую запись можно при помощи нескольких подходов – в режиме отладки, а также в качестве обычного автономного программного обеспечения на задействованном устройстве.
Запуск в отладке
Для этого необходимо:
- Нажать на кнопку WhatIsYourName в среде. Можно просто кликнуть по клавише F5.
- На экране появится консоль с соответствующей надписью. Это – режим отладки.
- Чтобы закрыть окно и вернуть в «прежнее состояние», потребуется нажать на любую клавишу.
Данный подход хорош для непосредственной проверки готовой утилиты или ее частей.
Автономный режим
А этот метод позволяет запускать программное обеспечение за пределами «Студии». Для этого потребуется сформировать самостоятельный контент с исполняемым файлом:
- Перейти в меню «Сборка».
- Кликнуть по надписи «Собрать решение».
- Выбрать ПКМ WhatIsYourName, а затем «Открыть в проводнике».
- Перейти к каталогу bin\Debug\net5.0.
- Запустить WhatIsYourName.exe.
Метод Main завершится после того, как произойдет выполнение одной инструкции. Окно консоли сразу же закроется. Но эту проблему удается решить. Рекомендация дана ниже.
Код для указания запроса
Теперь можно добавить фрагмент утилиты, которая запросит пользовательское имя. После обработки – выведет его на экран вместе с текущим временем и датой. А еще необходимо прописать команду, которая не позволит окну консоли закрываться до нажатия нужной кнопки:
- Ввести код после Sub Main и перед End Sub. В ходе операции требуется заменить WriteLine.
- Нажать на кнопку WhatIsYourName или на F5 на клавиатуре. Это поможет собрать утилиту.
- Ввести запрошенные данные. В рассматриваемой ситуации – имя.
- Щелкнуть по любой кнопке на клавиатуре.
После описанных действий меню отладки будет закрыто. Можно собрать исполняемый файл и посмотреть, что получилось.
Система управления с GIT
GIT – система управления контроля версий. Является одной из самых популярных. Можно связать получившийся контент с Git. У VStudio имеются встроенные инструменты для проведения операции.
Чтобы связать с системой контроля версий исходную утилиту, нужно:
- В строчке состояния в правом нижнем углу «Студии» щелкнуть по «Добавить в систему управления версиями».
- Щелкнуть по GIT.
- Войти в GitHub. Это потребуется проделать в окне «Создать репозиторий…». Имя будет присвоено автоматически. Репозиторий по умолчанию является частным.
- Нажать на кнопку «Создать и отправить».
В строчке состояния появится новая информация. Первый значок со стрелочками указывает на входящие и исходящие фиксации в текущей ветке. Его используют для получения соответствующих компонентов. Можно отобразить фиксации в первую очередь, нажав на значок, а после – по «Посмотреть входящие/исходящие…».
Второй знак (с карандашиком) демонстрирует незафиксированные корректировки. Если по нему нажать, соответствующие данные отобразятся в Git Changes.
Очистка
Когда работа с проектом завершена, утилита сформирована, а программист больше не планирует им пользоваться, нужно провести очистку ресурсов:
Перейти в «Обозреватель решений».
- ПКМ нажать по интересующему проекту. Откроется его контекстное меню. В нем нужно выбрать «Открыть в проводнике».
- Закрыть «Студию».
- Перейти на два уровня папок вверх. Делается это непосредственно в «Проводнике».
- Нажать ПКМ по имени имеющегося проекта и скомандовать «Удалить».
Basic программа стерта с устройства. Теперь можно начать полноценную разработку нового софта.
Интересные примеры
Далее будут приведены довольно интересные примеры контента на рассмотренном ЯП. Это – готовые решения для выполнения тех или иных задач:
- Форма входа с подтверждением. Не совсем полноценное приложение. Больше отражает функцию. В меню проекта нужно разметить на экране кнопку, а ей присвоить следующую запись:
- Пароль для запуска ПО. Полезная возможность, особенно если хочется обеспечить дополнительную защиту или скрыть приложение от посторонних глаз. Запись осуществляется в стандартном проекте: . Здесь «12345» — это пароль. Его можно задать по собственному усмотрению.
- Вывод сообщения. Элементарная возможность:
- Рисование. Это – своеобразный графический мини-редактор. Рисовать клиент сможет прямо в открывающейся форме. В стандартном проекте предстоит указать следующее:.Цвета меняются при помощи значения QBColor(0), где 0 – это любая другая желаемая цифра.
- Запуск только один раз. Если попытаться активировать соответствующий контент повторно, система выдаст специальное сообщение: .
- Перезагрузка устройства. Рекомендуется размещать запись «на кнопке»: .
А еще можно посмотреть, сколько работает устройство. Основан предложенный пример на библиотеке kernel32. За счет этого сначала необходимо подключить DLL-библиотеку:
Все это – элементарные возможности и функции, которые помогут дополнить практически любое программное обеспечение.
Изучение с нуля
Программы на Бейсике составлять не слишком сложно. Чтобы обучиться основам разработки на нем, можно смотреть разнообразные уроки. А еще можно поискать сопутствующую литературу по интересующему ЯП.
Чтобы быстрее добиться успеха «с нуля», рекомендуется обратить внимание на дистанционные онлайн курсы. Пример – от образовательного центра OTUS. Там есть программы, благодаря которым в сжатые сроки можно освоить любую инновационную IT-профессию.
Пользователи смогут выбрать один или несколько курсов. Они длятся до 12 месяцев. В процессе клиентам обеспечено постоянное кураторство и все необходимые для погружения в тему материалы, поданные понятным языком. Море практики, интересных заданий, а также помощь в формировании портфолио.
По окончании дистанционных курсов пользователи получают специальные онлайн сертификаты. Это – документальное официальное подтверждение имеющегося багажа знаний и умений.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!