В процессе работы за компьютером пользователям предстоит иметь дело с различными графическими изображениями. В глобальном смысле они подразделяются на два крупных класса: растровая и векторная графика. С этими двумя типами изображений необходимо познакомиться каждому дизайнеру.

Далее предстоит изучить растровую и векторную графику получше. Особое внимание нужно уделить первому типу изображений. Он является наиболее распространенным в современной компьютерной технике. Представленная информация пригодится как дизайнерам, так и обычным пользователям.

Растр – это…

Выясняя, что такое растровая графика, необходимо сначала разобраться с понятием «растр». Этот термин пришел из полиграфии. Он обозначал специальное приспособление, необходимое для создания штриховых изображений, многократно воспроизводимых печатным методом. Внешне растр напоминал решетку, из-за чего и получил свое название: с латыни «rastrum» означает «грабли» или «скребок».

Сейчас термин «раст» является многозначным. Наиболее популярной его трактовкой является «вид графики». Все изображения, созданные на бумаге – это растровые изображения. При их увеличении на бумаге будет видно множество точек от красящего вещества. В отношении компьютерной техники под точкой понимается пиксель – минимальная единица растрового изображения.

Пиксель – определение

Выясняя особенности растровой графики, нужно обязательно знать, что собой представляет пиксель. Это составная часть растрового изображения правильной квадратной формы. Пиксель обладает некоторыми характеристиками:

  • размером;
  • цветом;
  • положением.

Компьютерная техника обрабатывает растровые изображения путем расстановки пикселей в нужном порядке с последующим их окрашиванием в тот или иной цвет. Результатом подобных действий становится видимое изображение. При сильном его увеличении на экране будут заметны пиксели.

Основные характеристики растровых изображений

К основным характеристикам данного типа изображений можно отнести разрешение и глубину цвета. Основным параметром служит разрешение. Она указывает на количество пикселей по горизонтали и вертикали, которое хранит в себе та или иная картинка. Именно разрешение отвечает за четкость и детализированность.

Глубина цвета – характеристика, которая измеряется в битах. Этот параметр отвечает за максимально поддерживаемое количество цветов тем или иным изображением на экране. От глубины зависят фотореалистичность и плавность градиентных переходов.

Чтобы выяснить, сколько цветов доступно для картинки, необходимо возвести 2 в степень, обозначенную битами.

Преимущества и недостатки

Растровая графика имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам таких изображений относят:

  • возможность воспроизвести любой графический рисунок, независимо от степени его сложности;
  • широкую распространенность;
  • высокую скорость обработки сложных изображений, если не требуется производить масштабирование;
  • свойственность для большинства устройств ввода-вывода (принтеров, фотоаппаратов, сканеров и так далее).

Картинки с такой графикой получаются реалистичными и детализированными. Несмотря на это, у данного типа изображений имеются свои недостатки.

К минусам растровых картинок относят:

  • большой размер файлов с простыми изображениями;
  • невозможность идеального масштабирования – качество может ухудшаться в отдельных случаях (пример – при очень сильном увеличении картинки);
  • невозможность вывода на печать на плоттер.

Несмотря на недостатки, преимущества растровой графики перевешивают. Данный тип картинок все равно остается широко распространенным в компьютерной технике. Для простейшей графики рекомендуется пользоваться вторым вариантом – векторным представлением.

Области применения

Перед тем как выяснять, что собой представляют векторные изображения, нужно разобраться в сферах применения растровых картинок. Они широко распространены в современном мире.

Такой тип графики помогает добиваться высокой степени детализации. Именно поэтому он встречается во всех современных смартфонах, планшетах, компьютерах, ноутбуках, фотоаппаратах и другой технике. Он также активно используется в дизайне и фотографии. Везде, где требуются сложные картинки с высокой степенью детализации и многообразием цветов.

Форматы

Растровая графика обычно хранится в сжатом виде. В зависимости от типа сжатия получится или не получится восстановить картинку в точности такой, какой она была до сжатия. В графическом файле может храниться дополнительная информация:

  • сведения об авторе документа;
  • данные о камере и ее параметрах;
  • количество точек на дюйм при печати и другие.

Наиболее распространенными форматами являются:

  1. BMP – используется без сжатия. Может применять алгоритм RLE.
  2. GIF – формат, который утрачивает свою актуальность. Он поддерживает до 256 цветов одновременно. Популярен из-за поддержки анимации, которая отсутствует в чистом PNG.
  3. PNG.
  4. PCX – устаревший формат графики. Позволяет качественно сжимать простые нарисованные картинки.
  5. TIFF – предусматривает большой диапазон изменения глубины цвета, разнообразные цветовые гаммы, настройки сжатия.
  6. RAW – используется для хранения информации, получаемой непосредственно с матрицы фотоаппарата или похожего устройства без применения тех или иных преобразований. Он включает в себя данные о настройках фотокамеры. Дает возможность избежать потери данных при применении к картинке разнообразных преобразований. Встречается при съемках в сложных условиях (плохая освещенность, невозможность выставить баланс белого и так далее).
  7. JPEG – наиболее распространенный формат. Сжатие здесь базируется на усреднении цвета соседних пикселей (информация о яркости не усредняется), а также на отбрасывании высокочастотных составляющих в пространственном спектре фрагмента картинки. При более детальном рассмотрении сильно сжатого файла можно увидеть размытие резких границ и характерный муар около них.

Примерами растровой графики могут служить обычные фотографии, сделанные на смартфон. Для работы с этим типом картинок необходимо пользоваться специальными графическими редакторами. К их числу относят: Photoshop, Paint, GIMP и другие.

Векторная графика

Векторная графика – это графика, созданная при помощи кривых линий, заданных математическими формулами. Картинки, сформированные при помощи множества точек, объединенных математическими соотношениями.

Векторная картинка – это не сетка как в предыдущем случае, а геометрические фигуры:

  • квадраты;
  • круги;
  • линии;
  • многоугольники и так далее.

Эти элементы имеют координаты, радиус, цвет, прозрачность и иные параметры, отражающиеся на визуальной интерпретации.

В векторных изображениях компьютер будет запоминать не количество и цвета точек как в случае с растровой графикой, а математические функции, определяющие принцип расположения линий на экране. За счет этого удастся добиться высокой четкости без потери качества при сильном увеличении картинки.

Плюсы и минусы векторных картинок

Использование векторных изображений имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам таких картинок относят:

  • масштабирование, растягивание и перемещение без ухудшения качества;
  • небольшой размер простых иллюстраций по сравнению с растровой графикой;
  • универсальность применения: на сайтах, в контекстной и таргетированной рекламе, в полиграфии.

Недостатки у векторных файлов следующие:

  • большой размер файлов с высокой детализацией картинки;
  • ограниченность в использовании различных эффектов;
  • трудности при создании детализированных фотореалистичных документов;
  • проблемы совместимости форматов ввиду конкуренции производителей.

В отличие от растровых изображений, векторные используются в полиграфии, в процессе создания логотипов, при составлении схем и чертежей, а также в веб-дизайне и анимации. Наиболее распространенными форматами являются: EPS, AI, SWF и SVG.

Где используется растровая графика (и векторная), понятно. Лучше освоить азы работы с ней помогут дистанционные компьютерные курсы.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!