Математика – точная наука, в которой приходится сталкиваться с различные терминами и элементами. Она может быть тесно связана с IT и программированием. Именно поэтому хорошим разработчиком является тот, кто развивает познания в области точных наук.

Сегодня предстоит разобраться с таким понятием, как вектор. Оно характерно для линейной алгебры, но и в разработке программного обеспечения тоже встречается. Необходимо познакомиться как с определением векторов, так и с операциями над ними.

Предложенная информация ориентирована на широкую публику. Она подойдет для изучения не только математикам и IT-специалистам, но и обычным пользователям и даже школьникам.

Математика и алгебра

Существует наука – математика. Она занимается изучением абстрактных объектов и их взаимосвязей. За счет нее можно научиться:

  • вычитать;
  • делить;
  • складывать;
  • умножать.

Математика берет вещественный мир, а затем изучает его абстрактные свойства. Она включает в себя алгебру. Это направление имеет множество определений. Простыми словами – в алгебре вместо конкретных цифр используются буквы для дальнейшего изучения явлений в абстракциях.

Пример: a + b = c и a = c – b. Неизвестно, какие именно значения стоят на местах латинских букв, но общая модель связей и поведения становится ясна. Закон формирования элементов прописан, хоть и в достаточно абстрактной форме. Он подтвержден практикой.

Внутри алгебры имеется направление – линейная алгебра. Именно она занимается изучением векторов и их координат, векторных пространств и иных абстрактных понятий, которые относятся к упорядоченным данным.

В программировании линейная алгебра также используется, например, в Data Science. Применяется при машинном обучении, работе с искусственным интеллектом.

Вектор – это…

Вектор – это некоторый направленный отрезок. «Прямая линия», которая имеет то или иное направление. Она состоит из нескольких точек с координатами (начало и конец).

На плоскости или в пространстве вектор представляет собой отрезок, который имеет направление. Обычно изображается как стрелка с установленными координатами. Она направлена в пространстве и имеет два параметра измерения:

  • направление;
  • длину.

Вектор – отрезок прямой, который характеризуется численным значением или направлением. Обозначается на письме маленькой (строчной) латинской буквой, над которой рисуется стрелка. Обычно – смотрящая вправо.

Если у вектора есть конкретные координаты и границы, они будут обозначаться двумя прописными латинскими буквами. Над ними тоже ставится стрелка.

Формы записи

Геометрия и математика – точные науки. В них необходимо знать не только определения терминов, но и другие аспекты. Пример – как изображать векторы в том или ином случае.

Что называется вектором, понятно – это направленный отрезок на плоскости или непосредственно в пространстве. Он может быть записан несколькими способами:

  1. В строку. Наиболее распространенный вариант. В этом случае вектор обозначается одной буквой, над которой ставится черта. Далее открывается круглая скобка и через запятую записываются координаты.
  2. В столбец. Обозначение самого «направленного отрезка» останется таким же, как и в предыдущем случае. В столбец координаты могут быть записаны как в круглых, так и в квадратных скобках. Допускаются оба варианта.

Такой строгий порядок записи делает так, что каждый числовой набор формирует всего один вектор, а каждый вектор характеризуется исключительно одним набором чисел. Это указывает на то, что при наличии векторных координат перепутать «направленные отрезки» не получится.

Векторы: описание, возможные операции

Выше можно увидеть способы записи векторов в математике. Перед тем как выполнять векторные операции, сначала необходимо научиться изображать соответствующий элемент и рассмотреть его разновидности более детально.

При изучении такого компонента, как vector, нередко приходится сталкиваться с понятием скаляра. Это одно число, то есть скаляром называется вектор, который включает в себя всего одну координату.

В геометрии

Геометрия требует грамотного изображения векторных величин на плоскости. Здесь ситуация будет меняться в зависимости от количества известных координат.

Скаляр (вектор из одного числа) будет отображаться точкой, поставленной на числовой прямой:

Векторы: описание, возможные операции

Если vector имеет две известные координаты, он будет отображаться в виде точки, но уже на двумерной координатной плоскости. Числа будут задавать непосредственные координаты в пространстве. Так называется некоторая инструкция, по которой необходимо перемещаться от хвоста к векторной стрелке. Здесь:

  • первое число – расстояние по X;
  • второе число – расстояние по Y;
  • положительное число на X – движение вправо;
  • отрицательное число на X – движение влево;
  • положительные значения Y – движение вверх;
  • отрицательные значения Y – движение вниз.

Вот пример вектора a с координатами -5 и 4:

Векторы: описание, возможные операции

Векторные элементы из трех величин изображаются на трехмерной плоскости. Принцип формирования точек будет точно таким же, как и в предыдущем случае. Более «крупные» векторы в математике, школьной программе и разработке практически не встречаются. В основном предстоит иметь дело с двумя координатами и осями XY.

Виды

Как изображать изучаемый элемент линейной алгебры в том или ином случае, ясно. Теперь можно выяснить, какими бывают векторы:

  1. Длина вектора – некоторая величина, которая равна или отлична от нуля. Она определяет длину отрезка, который формирует vector.
  2. Коллинеарными векторами называются векторы, которые лежат на одной прямой или параллельных прямых.
  3. Неколлинеарные векторы – векторы одинаковой длины, но лежащие не на одной или параллельных прямых.
  4. Нулевой вектор – любая точка на плоскости или в пространстве. Так может быть описан скаляр.
  5. Сонаправленные – два коллинеарных вектора a и b, у которых совпадают направления. Они обозначаются строчными латинскими буквами со стрелками над ними. Между vectors будут рисоваться две стрелки, смотрящие вверх.
  6. Противоположно направленные – коллинеарные векторы, у которых не совпадают направления. Изображение – как в случае сонаправленных векторных элементов, но первая стрелка между латинскими буквами смотрит вверх, а вторая – вниз.
  7. Равные – сонаправленные векторы с одинаковой длиной.
  8. Противоположные – противоположно направленные векторы, у которых равны длины.

Изучая векторы и действия над ними, необходимо также запомнить понятие угла между векторами. У сонаправленных элементов угол равен нулю градусов, потому что они лежат на одной или параллельных прямых, а также имеют одинаковое направление. У противоположно направленных векторов угол равен 180 градусов. Перпендикулярными будут считаться два вектора, угол между которыми равен 90 градусам.

Основные операции

Теперь, когда основные правила и определения, связанные с «направленными отрезками», изучены, можно более подробно рассмотреть операции над ними. Это простейшие математические действия, используемые для решения различных задач.

Сложение

Для того, чтобы сложить два вектора a и b, нужно из произвольной точки отложить вектор AB, который будет равен a, из нее – BC, равный b. Соединив точку, с которой выходит BC и C, получится отрезок AC. Он отражает сумму исходных данных. Соответствующий принцип называется «правило треугольника».

Векторы: описание, возможные операции

Рисунок выше наглядно демонстрирует правила сложения векторов. Здесь необходимо хорошо разбираться в их координатах.

Сложение нескольких элементов

За счет предыдущего правила можно найти сумму векторов. Если необходимо сложить три и более «направленных отрезка», допускается применение аналогичного принципа. Для получения суммы требуется прибавлять каждый последующий вектор.

Пример – даны векторы a, b, c, d. Из произвольной точки A на плоскости откладывается отрезок, равный a, от его конца откладывается b, далее по такому же принципу изображаются остальные векторные элементы. Конечная точка последнего отложенного vector – это B, а отрезок AB – сумма всех исходных данных.

Сложение нескольких векторных элементов называется правилом многоугольника:

Векторы: описание, возможные операции

Вычитание не имеет отдельной схемы действий. Разность векторов a и b – это та же сумма a и b.

Умножение

Способы сложения векторов понятны. В случае с умножением предстоит запомнить несколько правил. Для того, чтобы произвести умножение рассматриваемого элемента на некое число k, нужно запомнить следующее:

  • если модуль k больше 1 – vector будет растягиваться в k раз;
  • если модуль k больше 0, он меньше 1 – vector сожмется в 1/k раз;
  • если k меньше 0 – происходит смена направленности с учетом предыдущих двух принципов;
  • если k = 1 – элемент остается прежним;
  • если один из множителей является нулевым или числом, равным 0, результатом станет нулевой вектор.

Теперь понятно, как умножать векторные величины. Вот так это будет выглядеть на практике:

Векторы: описание, возможные операции

Здесь есть vector a и число k = 2, а также vector b и число k = -1/3.

Свойства операций

Сложение векторов через координаты понятно. И ключевые операции над соответствующими элементами тоже. В математике соответствующим действиям присущи некоторые свойства. Часть из них очевидна, а часть предстоит обосновывать геометрически:

  1. При прибавлении к векторному элементу нулевого никаких изменений не будет.
  2. Если есть два vectors, которые нужно сложить, их можно отложить от одной точки, а затем получившуюся фигуру дорисовать до параллелограмма. Суммой будет являться получившаяся диагональ.
  3. Сочетательный закон: (a + b) + c = a + (b + c). Может называться правилом ассоциативности.
  4. Использование нейтрального элемента при умножении: 1* a = a.
  5. Любой vector a имеет противоположный –a, для которых равно свойство: a + (-a) = vector 0.

Все эти свойства действий над векторами (сложение, умножение) помогают не только откладывать их на плоскости, но и складывать vectors в произвольном порядке. А еще – производить преобразования координат и векторно-числовых выражений.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!