Графические изображения могут быть представлены на экранах устройств в различных форматах. В зависимости от типа рисунка меняются особенности его обработки и качество. Далее предстоит рассмотреть векторный формат кодирования.

В статье раскрывается описание соответствующего термина, его ключевые особенности и области применения. Также предстоит выяснить, что собой представляет растровое изображение, чем оно отличается от «вектора» и где применяется. Предложенные сведения ориентированы на широкую публику. Они пригодятся как IT-специалистам, так и обычным пользователям.

Определение

Векторная графика – метод создания компьютерного изображения. Он включает в себя обработку математического описания картинки в специальном программном обеспечении.

Векторные изображения состоят из различных примитивных наборов:

  • кривых;
  • линий;
  • точек;
  • квадратов;
  • многоугольников;
  • ломаных;
  • кругов и так далее.

Каждый набор будет описываться математическими формулами. Рисунок формируется в виде документа, включающего в себя данные о координатах точек и о линиях, пересекающих опорные точки. Этот документ также отображает сведения о примененных эффектах.

Такой принцип построения цифровых изображений обеспечивает возможность его масштабирования, изменения размера без потери качества, изменения формы и перегруппировки примитивов для создания новых картинок на базе исходных объектов.

Где применяется

Векторная графика применяется повсеместно. Области ее использования могут быть самыми разными. Главное, чтобы целью было получение графических изображений высокой степени точности, подлежащие изменениям и масштабированию с сохранением качества. Реалистичность здесь уходит на второй план.

Векторная графика применяется в следующих отраслях:

  • реклама;
  • полиграфия;
  • архитектура;
  • проектирование;
  • формирование чертежей, схем и карт;
  • печатные издания;
  • конструкторские разработки.

Векторный формат можно встретить в дизайне и компьютерной графике, а также в веб-программировании.

Основные виды

Рассматриваемый тип изображений может относиться к различным типам. Каждый формат имеет свои ключевые особенности. Вот описание самых распространенных типов векторных изображений:

  1. EPS – наиболее распространенный вариант. Он разработан Adobe на PostScript. Поддерживается большинством специализированных программ и графическими редакторами.
  2. DWG – известный формат, с которым знакомы инженеры и проектировщики. Он был создан компанией Autodesk. Применяется в качестве универсального типа чертежных файлов в AutoCAD. Не имеет совместимости ранних и поздних версий. Может быть дополнительно открыт при помощи Corel Draw.
  3. CDR – разработка, с которой имеет дело графический редактор Corel Draw. Не имеет совместимости с другими векторными расширениями и собственными более ранними версиями.
  4. AI – файл, созданный при помощи Adobe Illustrator. Допускается несовместимость ранних и поздних версий.
  5. FLA – рабочий формат Adobe Flash. Он ориентирован на анимационные изображения. Для создания управляемых сценариев требуется использование языка Action Script.
  6. SVG – расширение векторной графики, базирующееся на языке XML-разметки. По своей структуре оно представляет собой текстовый файл. Это дает возможность редактировать векторные документы через текстовый редактор. Управление атрибутами изображения предусматривается через таблицы стилей CSS. Поддерживает анимацию.
  7. SWF – формат, который используется в приложении Flash Player. Дает возможность работать с анимацией.

Теперь понятно, что такое векторная графика, и какой она может быть. Можно рассмотреть преимущества и недостатки соответствующей формы представления рисунков на экранах устройства.

Преимущества и недостатки

Вектор в графике имеет как сильные, так и слабые стороны. К преимуществам такого типа отрисовки относят следующие моменты:

  1. Небольшой размер файлов при умеренной или небольшой сложности и детализации картинок. Объем существенно возрастает при увеличении количества и сложности деталей.
  2. Поддержка простого редактирования и масштабирования изображений.
  3. Возможность внесения изменений: растягивания, перемещения, вращения и так далее. Качество рисунка ухудшаться не будет.
  4. Универсальность. Файл, созданный один раз в векторном формате, разрешено использовать для разных целей и носителей без значимых изменений. Каждый раз отрисовка всего изображения с нуля не нужна.
  5. Простой перевод вектора в растр. Обратное форматирование требует больше ресурсов и сил.
  6. Возможность выполнения сложения, вычитания, пересечения, а также дополнения над объектами на экране.
  7. Относительно простое освоение навыков работы с векторными файлами.

Недостатки у такого способа обработки графики следующие:

  1. Технические ограничения по использованию. Векторное изображение – это формат, который не поддерживает высокую степень детализации. Рассматриваемым способом не получится создать картинку со значительным числом деталей, а также градиентами.
  2. Отсутствие поддержки вектора современной техникой. Изучаемый способ обработки графики не используется в принтерах, сканерах, фотоаппаратах и так далее. Цифровая техника поддерживает растровый формат.
  3. Проблемы с совместимостью между отдельными типами векторов или программным обеспечением. Часто редакторы для рассматриваемого способа создания картинок конкурируют друг с другом. Итогом становится то, что при использовании «не родной» программы получить на выходе качественный рисунок без дефектов проблематично.
  4. Высокие требования к компьютеру, если планируется отрисовка сложных изображений. Это связано с тем, что в файле размещаются только координаты. Отрисовка выполняется только после открытия соответствующего документа. Это может потребовать значительных ресурсов.
  5. Повышенная сложность и трудоемкость создания картинок высокого качества.
  6. Ограничения при использовании эффектов. Принципы форматирования векторов не дают задействовать в работе некоторые эффекты, тени и градиенты.

Несмотря на недостатки, векторные файлы все равно используются в определенных сферах деятельности. Изображения могут объединяться с текстом и удобно обрабатываться без потери качества.

Отличие от растровой графики

Что значит «вектор» в графике, понятно. И где он используется – тоже. Наряду с ним цифровые устройства поддерживают растровую графику. Она является более распространенным вариантом обработки фото и картинок.

Растровый рисунок состоит из растров или пикселей. Так называется простейшая единица в графическом дизайне. Она представляет собой небольшой квадрат, который имеет размер, а также цвет. При сильном увеличении растровой картинки пиксели становятся сильно заметными. Пример растра – любая фотография.

Растровая графикаВекторные картинки
ФормированиеМного пикселей, каждый из которых имеет свой цвет и положениеМатематическими формулами, задающими прямые и кривые
ФотореалистичностьВысокаяНизкая
Увеличение без потери качествеНетДа
Скорость обработкиСредняя/высокаяСредняя
Требования к оперативной памятиВысокиеНизкие
В каких программах используетсяPhotoshop, Krita, ProcreateCorel Draw, Adobe Illustrator

Примеры форматов растровых картинок: JPEG, PNG, BMP, GIF. Лучше разобраться с применением и созданием векторов/растра помогут дистанционные компьютерные курсы. На них пользователя с нуля обучат как основам компьютерной графики, так и работе в самых известных редакторах.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!