Игровая индустрия стремительно развивается. Одним из самых распространенных языков разработки игр и иного развлекательного контента является C++. Он достаточно сложный, особенно на первых порах. Также популярностью пользуется его предшественник – C.
Если верить Google, написать собственную игру может каждый. Для этого предстоит выбрать язык разработки, а затем выучить его. Далее – определиться с типом приложения, реализовать в виде кода.
В данной статье будет рассказано о том, как написать собственную игру на C++. Рассмотрим ключевые моменты процесса, разберемся с мотивацией. Информация пригодится и новичкам, и продвинутым разработчикам.
Мотивационный вопрос
Перед тем, как программировать, нужно задуматься над истинной мотивацией идеи. Google указывает на то, что создать собственную игру «просто так» не получится. Что-то должно двигать человеком.
Игровой код на C++ — это отличный способ потренироваться в разработке, изучить ее азы. А еще – создать проект, который может принести прибыль при грамотной реализации.
Почему C++
Игра – это простой программный код. Но на C++ можно создавать совершенно разные приложения. Игры – лишь начало. Данный язык программирования является универсальным и самым популярным.
Он выбирается разработчиками по нескольким причинам:
- широкая распространенность;
- возможность создавать не только простые проекты, но и сложные;
- кроссплатформенность;
- функциональность;
- удобство работы с кодом.
Google указывает на то, что нынешний рынок труда остро нуждается в программистах на C++. Начиная с мелких игр, человек сможет отработать навыки и знания, дорасти до крупных масштабных работ.
Ключевые компоненты проекта
Перед написанием собственной игры, нужно разобраться с тем, из чего она состоит. Google указывает на то, что любое приложение включает в себя:
- графику;
- логику;
- интерфейс;
- звук;
- историю;
- игровой процесс (физику).
Каждый компонент требует тщательной проработки. Новички могут использовать для быстрого создания игры готовые движки. Они включают в себя необходимые элементы для разработки развлекательного контента.
Графическая составляющая
Это – картинка на экране. Включает в себя изображения и эффекты. Сюда можно отнести:
- 3D-компоненты;
- текстуры;
- 2D-плитки;
- 2D-модели;
- видео с полным движением (FMV).
Над графикой лучше работать дизайнерам. Программистам рекомендуется сконцентрироваться на создании «внутренности» будущей игры. А визуальную составляющую оставить тем, кто занимается этим вопросом профессионально.
Звуковые эффекты
Звук – еще один важный компонент игры. Google подчеркивает, что сюда относят не только музыку, но и эффекты. Они будут воспроизводиться во время работы приложения. Сюда также относят эффекты Фоули («отголоски» окружающей среды) и мод-треки.
История
Предыстория игры, включающая в себя всю информацию, полученную от игрока в процессе работы приложения. Пример – выигрыши и проигрыши. История является игровым элементом. Это – неизменяемая последовательность. Можно охарактеризовать ее «прогрессом».
Физика
То, как будут взаимодействовать объекты на экране. Проработка физической составляющей, согласно Google – это трудный и важный процесс. «С нуля» им занимаются преимущественно опытные разработчики. Остальные предпочитают пользоваться готовыми библиотеками, фреймворками и движками.
Как можно создавать игры
В Google удается отыскать тысячи ответов на вопрос о том, как можно создавать игры на любом выбранном языке. Это относится и к простым программным кодам, и к сложным. Пользователь может воспользоваться:
- Написанием кода через библиотеки и фреймворки, с нуля. Неплохой вариант для небольших проектов.
- Собственным движком. Такой подход присущ большинству крупных компаний. Пример – ReEngine от Capcom.
- Готовым движком. Наиболее подходящий вариант для быстрого старта. Игровые движки включают в себя «все необходимое» для того, чтобы человек мог написать собственную игру без существенных навыков в программировании.
Далее рассмотрим первый вариант. За основу возьмем несколько элементарных игр. Если хочется получить на выходе более сложный и совершенный проект, рекомендуется присмотреться к движкам.
Алгоритм работ
Писать программы, согласно Google, рекомендуется, следуя конкретному алгоритму. В противном случае процесс рискует затянуться на месяцы, а то и годы. Особенно если речь идет о команде новичков.
Программный игровой код лучше составлять так:
- Продумать общую концепцию. Составить историю игры.
- Собрать команду помощников. Самостоятельно работать над небольшим проектом – это нормально. Но, если на C++ планируется релиз игры не по типу «змейки» или «угадай число», лучше запастись поддержкой. Это поможет ускорить процесс разработки.
- Продумать интерфейс, графику и физику. Этот шаг пропускается, если разработчик предпочел пользоваться движками.
- Непосредственно создать игровой код. Это – самый сложный и важный этап. Он требует определенных навыков программирования.
- Провести тест. Без тестирования и проверок ни один контент не может рассчитывать на успешный релиз.
- Исправить обнаруженные ошибки и неполадки. В конце – снова проверить работоспособность кода.
Когда все готово, можно использовать последний шаг – релиз игры. Пример – на своем сайте или в фирменных интернет-магазинчиках.
Данный алгоритм универсален. Он, по Google, подойдет не только для игры на C++, но и для любого другого языка программирования.
Змейка
«Змейка» — популярная и простая игра, которая нравилась всем детям 90-х. Она подходит для любых платформ, включая мобильные операционные системы. Сейчас можно отыскать огромное количество вариантов «Змейки», включая онлайн версии.
За несколько свободных вечеров, обладая минимальными знаниями в C++, удастся написать собственную «Змейку из начала 90-х». Она не выделяется графикой, но общий смысл создания игры на выбранном языке программирования станет понятен. Данный проект назовем Oldschool Snake.
Принцип игры
Для того, чтобы начать процесс, нужно продумать правила и особенности управления:
- Движение змейки осуществляется за счет курсора мыши.
- При нажатии на Esc происходит выход из игры.
- Если система спрашивает «Еще раз?», требуется кликнуть по N на клавиатуре. Это приведет к завершению игрового процесса.
- На собственных хвост и стенки змея на экране не должна натыкаться. Это приводит к проигрышу. То есть, к смерти змейки.
- Движение «хвостом вперед» не поддерживается. Если так попытаться сделать, последует мгновенная смерть.
- Для роста змеи необходимо кормить ее. Для этого – собирать доллары на экране. Чем больше съела змейка, тем крупнее (длиннее) она становится.
- Каждая «подкормка» приносит определенное количество баллов. Они помогут сформировать ТОП-10 рейтинг.
Рейтинг, получаемый в игре, прямо пропорционален длине змейки, а также обратно пропорционален времени, потраченному на съедение очередной порции «подпитки».
В Google можно отыскать немало других правил и игровых особенностей для «змеек». Только начинать разработку рекомендуется с такого элементарного алгоритма. Он не позволит пользователю запутаться.
Лицензия
Google указывает на то, что любая игрушка или иной компьютерный софт должны обладать лицензией. Рекомендуется на первых порах отдать предпочтение GNU GPL.
Это – вариант для «свободных программистов». Позволяет спокойно распространять контент, изучать исходные коды и корректировать их под собственные нужды. Но только для некоммерческих целей.
Особенности реализации
Играть в такую игру достаточно легко. Она обладает простой логикой и графикой. Можно написать подобное приложение за несколько вечеров. Здесь стоит запомнить следующее:
- Изначально приложение создавалось для Windows 2000 Professional и выше.
- Для того, чтобы перенести игру на другие ОС, потребуется переписать класс CScreen и иметь порт библиотеки conio.h.
- Компиляция происходила через TDM-GCC 4.8.1. на 64-бит. Можно попробовать запуск через иные компиляторы.
Данное приложение проблематично назвать «современной игрой», но на первых порах ее достаточно. Вот архив с исходным кодом.
Виселица
А вот еще один довольно интересный пример – «Виселица». Игра, которая, согласно Google, известная многим. Здесь она представлена своеобразным механизмом, коим является любое приложение. Обладает:
- основой – каркасом;
- дополняющими направлениями – теми, что задают границы возможностей;
- концом.
С данными компонентами в элементарном приложении проблем не возникнет. Особенно если посмотреть в Google правила «Виселицы». Для крупных проектов над каждой составляющей утилиты предстоит немало потрудиться.
Правила и принципы
«Виселица» — это игра в стиле «угадай слово». Предложенный пример реализовывается в пределах одного диалогового поля. Случайным образом программа загадывает слово. Пользователю предлагаются 10 попыток. Если он ошибается – засчитывается проигрыш.
После запуска система предложит сыграть. Для ответа необходимо нажать на клавиатуре «Д» (да) или «Н» (нет). В первом случае происходит запуск операции. Во втором – выход из системы.
После загадывания слова приложение покажет количество букв в соответствующей «комбинации». Весь процесс происходит на русском языке. При вводе неправильной буквы (не на той раскладке) система должна сообщить о том, что введены неверные данные. Попытка хода не засчитывается.
Ввод данных – с маленькой буквы. При попытке указать заглавную, игра попросит исправится. Если клиент угадал букву, она отобразится в положенных местах вместо «знака вопроса». Повторный ввод ранее указанных букв не отнимает ход. Программа просто просит пользователя заменить ее на другую.
Также стоит обратить внимание на то, что после каждого хода игрока приложение отображает количество попыток, отведенных на угадывание слова. Они снимаются, если допущена ошибка. В противном случае – сохраняются.
Реализация
При написании кода «Виселицы» в приведенном далее примере непосредственный процесс начинается с 84 строки. Тут необходимо запомнить следующее:
- Начинает работать бесконечный цикл. Google характеризует его как петлю.
- Цикл работает до тех пор, пока игрок не угадает слово или не допустит установленное количество ошибок.
- В коде есть проверка на соответствие символов буквам русского алфавита.
- В процессе реализации проверяется повторный ввод ранее указанных букв.
- При запуске система выдаст сообщение с правилами. Не придется лезть в Google и разбираться с принципами работы «Виселицы».
Выйти можно в любой момент. Здесь – исходный код приложения.
Как быстро научиться программировать
Создание собственной игры – дело не самое трудное, если речь идет о небольших проектах. Когда у пользователя есть заинтересованность в крупных и сложных работах, предстоит многое изучить. Быстрее вникнуть в тему можно, грамотно выбрав концепцию обучения:
- Поступление в техникум. Вариант для тех, кто думает развиваться в сфере программирования. В техникумы берут после 9 или 11 классов. Здесь не учат писать игры. Google указывает на то, что в подобных учреждениях дают «базу» для дальнейшего развития. Обучение 3-4 года. В конце выдается диплом о среднем специальном образовании.
- ВУЗы. Поступление в университет на «разработку и программирование» – лучшее решение для тех, кто готов полноценно погрузиться в азы соответствующих процессов. ВУЗы изучают различные ЯП, включая C++. Обучение отнимает 4-6 лет. В конце выдается диплом о высшем образовании в выбранном направлении. На 2-3 курс можно зачислиться при предварительном обучении в техникуме «на программиста». Образовательный процесс сопровождается кураторством и практикой.
- Самообучение. Неплохой вариант для тех, кто обладает особой усидчивостью. В Google можно отыскать множество туториалов и видео о разработке игр на любом языке, а не только на C++. Скорость обучения контролируется пользователем. Он может сконцентрироваться на более «проблемных» для себя областях и отдать предпочтение практике. Из минусов – отсутствие документального подтверждения навыков. Остается собирать портфолио и участвовать во всевозможных конкурсах.
Если же хочется побыстрее освоить навыки игрового программирования, стоит присмотреться к дистанционным онлайн курсам. Пример – от OTUS. Этот образовательный центр предлагает учиться в режиме онлайн инновационным IT-профессиям. В срок от нескольких месяцев до года пользователя научат с «нуля» не только писать сложные программы, но и создавать собственный развлекательный контент. Образовательный процесс разбит на «блоки» — для новичков и опытных разработчиков. Можно выбрать сразу одно или несколько направлений обучения. Весь процесс сопровождается кураторством, а также многочисленной практикой и интересными домашними заданиями. В конце каждого курса клиенты получают не только собственное портфолио, но и электронный сертификат, подтверждающий знания в выбранной области.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus! Ниже – один из них: