Программирование предусматривает множество разнообразных понятий и операций, значительно упрощающих разработку. Одним из таких элементов является рефакторинг кода.

Далее предстоит познакомиться с соответствующим понятием получше. Необходимо выяснить, что собой представляет рефакторинг, какие операции не относятся к соответствующей процедуре, для чего он нужен. Также предстоит ознакомиться с методиками этой процедуры, а также с проблемами, которые могут возникнуть у разработчика при их реализации. Предложенная информация рассчитана на широкую публику. Она подойдет как новичкам-разработчикам, так и уже более опытным программистам.

Определение

Рефакторинг программного обеспечения – это процесс изменения внутренней структуры приложения, не затрагивающий ее внешнего поведения. Целью соответствующих корректировок является облегчение понимания принципов функционирования программы.

В основе рефакторинга заложена последовательность небольших эквивалентных (сохраняющих поведение) преобразований. За счет такого подхода разработчику становится легче проследить правильность работы проекта.

Рефакторинг программного кода – это переработка уже существующего исходного кода с целью его упрощения. Подразумевается не упрощение с функциональной точки зрения ради увеличения производительности и сокращения количества ошибок, а с точки зрения визуального восприятия.

Code refactoring – это превращение нагромождения исходного кода в более читаемую интерпретацию. С помощью подобной операции другие программисты смогут понять, как написано то или иное приложение.

Определение по Мартину Фаулеру

Задумываясь, что такое рефакторинг кода, можно обратить внимание на определение этого процесса, данное Мартином Фаулером. Он называет данный процесс в своей книге контролируемой техникой совершенствования структуры существующего кода. Ее сутью является внесение серий мелких изменений с сохранением общей функциональности проекта, каждое из которых «слишком мелкое, чтобы тратить на него время». Эффект от соответствующих корректировок будет достаточно ощутимым.

Что не относится к рефакторингу

Рассматриваемая технология напоминает ряд некоторых других операций. Рефакторингом не является:

  • простое переписывание имеющегося исходного кода;
  • оптимизация приложения;
  • улучшение функциональной составляющей программного обеспечения;
  • дебаггинг.

Простое переписывание кода имеет смысл в процессе создания нового программного обеспечения или тренировок для совершенствования навыков в сфере разработки.

Дебаггинг подразумевает поиск ошибок и их дальнейшее устранение. Имеющийся код необязательно должен становиться проще или понятнее для сторонних программистов. Основной целью дебаггинга является добиться корректной работы приложения, не допуская очередных ошибок.

Улучшение функциональности может быть связано с модификацией читаемости исходного кода, но это необязательная составляющая. Намного важнее сделать программное обеспечение лучше с точки зрения использования конечным клиентом, а не с точки зрения разработки.

Оптимизация чаще всего путается с рефакторингом кода. Это связано с тем, что они иногда реализовываются параллельно. При оптимизации кода фокус смещается на производительность проекта. Приложение может получить более сложную структуру, но работать оно должно будет быстрее.

Преимущества процесса

При разработке программного обеспечения необходимо обязательно соблюдать одно правило: исходный код приложения должен быть лаконичным, хорошо структурированным и понятным программистам, работающим с ним. Иногда добиться такого результата с первого раза бывает проблематично, причем независимо от опытности разработчика. Также некоторые трудности возникают из-за регулярных обновлений языков программирования. Из-за всего этого приходится прибегать к рефакторингу кода.

К ключевым преимуществам соответствующей операции относят:

  • улучшение читаемости кода за счет его сокращения или реструктуризации;
  • мотивацию программистов на более вдумчивое написание программного обеспечения с соблюдением заданной стилистики и критериев;
  • подготовку основы для создания переиспользуемых кодовых блоков;
  • упрощение поиска ошибок в приложениях с большим объемом исходного кода.

Грамотно реализованные преобразования приложения помогут сделать жизнь проекта более длинной и эффективной. А программистам с помощью рефакторинга кода удастся упростить поддержку приложений.

Когда нужно пользоваться рефакторингом

Существуют ситуации, при которых рассматриваемая операция является необходимой. Сюда можно отнести:

  1. Попытку внесения любого улучшения проекта или добавления в него новых функций при условии, что соответствующие задачи становятся настоящими проблемами для программистов, а сроки выполнения не очень сложных операций затягиваются на длительный период. Обычно такая ситуация появляется из-за того, что исходный код приложения трудно разобрать.
  2. Размытые на постоянной основе сроки добавления новой функциональности в программное обеспечение. Это явление вызвано тем, что разработчикам приходится закладывать дополнительное время на анализ имеющегося кода.
  3. Выполнение идентичных процедур в разных участках кода (классах или объектах) вместо того, чтобы внести корректировки в одном классе, чтобы они оказали воздействие на остальных участках приложения.
  4. Несоответствие кода общепризнанным в компании практикам оформления. Пользоваться им для дальнейшей разработки становится сложнее.

Другие причины для использования рефакторинга кода тоже есть, но они индивидуальны. Все зависит от специфики работы в конкретной организации, где серьезным поводом для реализации рассматриваемого процесса может стать даже неправильная расстановка пробелов в начале строки.

Методики реализации

Рефакторить код можно разнообразными способами. Все они привязаны к изменяемому элементу: функции, объекту и так далее. В программировании можно выделить три основных способа выполнения рефакторинга:

  1. Red-Green-Refactor. Здесь необходимо отыскать блок кода, который нужно переработать, написать юнит-тест и переписать часть программы.
  2. Абстракция. Данная стратегия применяется тогда, когда возникает необходимость в очистке дубликатов. Разработчики придумывают абстрактные и другие более высокоуровневые классы для внесения в них повторяющихся методов.
  3. Фрагментация. Метод изменения кода с целью увеличения количества элементов, но меньших по размеру. Данный подход напоминает методики планирования задач, часто применяемых для повышения личной эффективности.

Четкая структура у рассматриваемого процесса отсутствует. Он допускает внесение любых изменений, делающих приложение более читаемым для разработчика.

Вероятные сложности

Изменение рабочего приложения – это всегда определенные риски. Даже небольшие корректировки, кажущиеся малозначимыми, могут привести к полной поломке программного обеспечения. Из-за этого рефакторинг кодов сопровождается тестами.

Опытные разработчики рекомендуют:

  1. Проводить рефакторинг регулярно, в качестве рутинной операции. Тогда она будет отнимать меньше времени, а также перестанет отвлекать программистов от более значимых процедур.
  2. Не зацикливаться на преобразовании кода.
  3. Не пренебрегать рефакторингом, даже если работа над проектом осуществляется самостоятельно. Если программист со временем что-нибудь забудет, без рассматриваемой процедуры ему будет намного сложнее разобраться в собственном приложении.

Грамотно реализованные преобразования лишь положительно сказываются на программном обеспечении. Но делать из них «центр вселенной» не нужно.

На что направлена процедура

У рассматриваемой операции нет единой направленности. Она необходима для создания более четкой и понятной структуры программного обеспечения. Существуют некоторые ситуации, при которых придется рефакторить приложение.

Неиспользуемые фрагменты кода

В исходных кодах приложений часто остается мусор: незадействованные переменные и методы. В кодовой базе текст есть, но он никак не оказывает влияние на работу программного обеспечения. Такие элементы подлежат удалению. Иногда в реализации соответствующей операции помогают текстовые редакторы вроде VS Code.

Дубликаты

Длительная разработка сложного программного обеспечения часто сопровождается созданием идентичных блоков кода и одинаковых функций/переменных. Также объекты могут включать в себя одинаковые методы, но описанные отдельно. Такой код рекомендуется выносить в родительский класс.

Неадекватные названия функций и переменных

Разработка программного обеспечения предусматривает следование определенным правилам оформления исходных кодов. Одно из ключевых – это необходимость давать понятные имена функциям и переменным. Названия должны быть такими, чтобы без дополнительных комментариев удалось понять, за что отвечает тот или иной метод.

Избыточный текст в одном методе и большое количество комментариев

Иногда в разработке используются сложные функции. Их лучше поделить на несколько составных частей. Тогда читаемость структуры программного обеспечения улучшится.

Рассматриваемый процесс пригодится и тогда, когда возникает необходимость в комментировании каждой строчки проекта. Это указывает на то, что с кодом «что-то не так». Проект должен быть написан так, чтобы в нем было легко разобраться любому программисту без изучения огромного количества комментариев и документации.

Некорректно оформленные кодовые блоки

При программировании необходимо соблюдать некоторые правила визуального оформления приложений. Сюда можно отнести:

  • «вкладывание» элементов друг в друга;
  • соблюдение принципов написания циклов и функций;
  • корректную расстановку пробелов в тексте программы.

Решать подобные задачи часто помогают различные плагины. Примером может послужить ESLint. Он дает возможность быстрого создания программы, текст которой будет соответствовать общепринятым стандартам разработки. Существует еще один проект – Prettier. Он самостоятельно расставляет запятые, пробелы и иные элементы для улучшения читаемости текста программного обеспечения в любом редакторе.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!