Автор статьи: Елизавета Гашева, выпускница курса DevRel
Много лет я работала в HR: занималась подбором, адаптацией и обучением персонала. Последний год работаю во внутренних коммуникациях. Небольшой опыт организации мероприятий и подготовки выступлений спикеров у меня был и до обучения: на работе я даже возглавляю внутреннее сообщество, правда спортивное, а не профессиональное.
Я пошла на этот курс, потому что хотела углубить знания по технической части. Это касается и структурного подхода к организации работы, и получения специальных знаний по работе с ИТ-экспертами. Мне хотелось понять, какие форматы и подходы лучше всего работают с такой аудиторией, и научиться их применять.
Из чего состоит проектная работа
Мой итоговый проект заключался в разработке стратегии развития одного из ИТ-направлений. Передо мной стояла задача: продумать различные форматы активностей:
- внутренние и внешние мероприятия: конференции, хакатоны, митапы и др.;
- создание и развитие профессиональных сообществ;
- контент всевозможных форматов: статьи, интервью, внутренние рассылки, посты и др.
Причём активности были только «верхушкой айсберга». Ведь чтобы успешно защитить проект, нужно было провести большую аналитическую работу и определить:
- стартовую точку: поработать с целым портфелем инструментов для измерения текущего состояния ИТ-направления; провести опросы, исследования; собрать фокус-группы и др.;
- метрики, которые важны для бизнеса и которых можно достичь силами DevRel;
- список целей и задач: конкретных, достижимых и измеримых;
- «lean canvas»1 для профессионального сообщества: то есть оформить всё вышеперечисленное в одну наглядную модель;
- подходящие для выбранного направления форматы и источники для публикации контента.
Проблемы
Проблема – тоже важная стартовая точка.
Предстояло решить следующие проблемы:
- разрозненность команды и недостаток коммуникации;
- высокий план найма и неуверенность в том, что новые сотрудники пройдут адаптацию;
- большое количество активных лидеров, действиям которых не хватает структуры и алгоритмов;
- отсутствие опыта публичных выступлений у сильных экспертов.
DevRel + DevOps = ❤
Для проектной работы я выбрала развитие направления DevOps. Именно эту команду я планировала растить и продвигать.
Я знала, что девопс-специалисты очень востребованы. В компании, где я сейчас работаю, они, разумеется, тоже есть – это классные эксперты и отзывчивые люди.
Но проект я делала для вымышленной компании и придумала вводные самостоятельно. Впрочем, давать себе полный карт-бланш, рисуя космические бюджеты и на сто процентов лояльных, отзывчивых сотрудников я не стала. Наоборот, постаралась «приземлить» доступные ресурсы и стартовую точку.
Итак, по легенде я – новый деврел компании Unicorn Rentals, и мне нужно развить девопс-направление.
Вот мой начальный план действий:
Установочная встреча с бизнесом
Встречи со стейкхолдерами, фиксация ожиданий, желаемых результатов, определение метрик.
Определение и анализ стартовой точки
Встречи с лидерами команд и сотрудниками, проведение исследований, просмотр результатов исследований:
- итоги оценки удовлетворенности команды;
- интервью в фокус-группах;
- опрос-сбор ожиданий и болей с сотрудников.
Договорённости и отслеживание процесса
Обсуждение организационных моментов и инструментария ведения проекта:
- оформляем цели по SMART2
- устанавливаем точки контроля со стейкхолдерами
- используем Lean Canvas для работы с сообществом
- ведём переписку со стейкхолдерами в корпоративном мессенджере, создаём ежемесячные встречи по результатам
- еженедельно организуем личные встречи с лидерами девопс-команд
- договариваемся о моём присутствии на еженедельных встречах команд
- ведём этапы проекта в confluence-пространстве
Чтобы правильно оформить цели и метрики, я отталкивалась от существующих проблем.
Цели
Рост найма в команду DevOps
Выполнить план по набору Х человек до конца года, развить альтернативные инструменты и источники поиска кандидатов.
Развитие коммуникаций
Создать удобный канал коммуникации, который использовали бы не менее 80% сотрудников; увеличить уровень удовлетворённости коммуникациями.
Формирование команды амбассадоров
Сформировать задачи лидеров и амбассадоров по развитию направления; вовлечь их в развитие каналов коммуникаций и проведение активностей; реализовать выступления амбассадоров в качестве спикеров на профильных мероприятиях.
Ценный инсайт из курса: будьте внимательны, когда выбираете и озвучиваете цели. Иногда мы слишком уверены в себе и своих проектах, поэтому и «подписываемся» на крутые цифры. Только мы на эти цифры не слишком влияем. Поэтому важно следовать принципу SMART: делать цель конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и приуроченной ко времени.
Чтобы достичь целей, я разрабатывала активности, о которых написала выше. Для меня это была, пожалуй, самая интересная часть работы над проектом. Нас окружает множество контента, идей, форматов – из этого нужно выбрать что-то наиболее полезное для твоего проекта, но при этом не перегрузить команду и себя, а ещё уместиться в бюджет.
Я придумывала активности разных масштабов: как небольшой внутренний митап, не требующих особых затрат, так и проект стенда «под ключ» для крупнейшей профессиональной конференции с застройкой, мерчем, активностями. При этом я закладывала в план «тихие» месяцы, чтобы не было перегрузки по встречам и контенту. Постоянная подготовка к мероприятиям – очень тяжелая работа.
Кстати, классный инсайт номер два – особое отношение к контенту. Каждый инфоповод – на вес золота. Одно событие можно использовать для разных форматов: для поста в телеграм-канале, статьи на Хабр, выступления на конференции или лонгрида для СМИ. Руководствуясь этим правилом, я связала план активностей с контент-планом, чтобы одно было продолжением другого.
Проект, который работает
Можно было сделать проектную работу на основании одной только фантазии, не углубляясь в детали, а просто меняя какие-то вводные в той информации, которую я получила в процессе обучения. Но мне очень хотелось сделать полезный проект, поэтому при подготовке я обратилась к коллегам-девопсам: написала несколько вопросов, которые меня больше всего волновали, и попросила их искренне ответить.
Я хотела узнать, что больше всего привлекло бы их в профессиональном сообществе и на что они обычно обращают внимание в докладах экспертов и на стендах конференций.
Такой небольшой кастдев помог сделать активности, контент и стенд для проектной работы максимально близкими к ожиданиям моей целевой аудитории, а не к моим собственным представлениям о том, что хорошо, а что – нет. Поэтому можно сказать, что проектная работа стала подспорьем для моего профессионального развития. Я уверена, что смогу смогу реализовать части этого проекта в ближайшем будущем.
А вот какие выводы я сделала в процессе обучения, подготовки и защиты проектной работы:
- Изначально может казаться, что эффект от мероприятий измеряется впечатлениями. Но тут тоже можно и нужно считать метрики.
- При разработке проекта нельзя помещать себя в центр Вселенной: важно помнить о том, для кого мы это делаем, и ориентироваться на свою аудиторию.
- Помимо метрик, важно отслеживать как глобальные, так и небольшие цели и статусы задач. Это помогает сохранять структуру работы.
- Хороший контент очень ценен, а у его авторов зачастую много других задач. Важно максимально использовать один инфоповод и не перегружать команду запросами.
- Сообщество строится на людях: насильно ничего создать не получится. Поэтому любая активность – это не только комплекс задач, но и коммуникация, без которой не будет ни доверительных отношений, ни вовлеченности.
- Деврелы – крутые ребята. Разбираются и в контенте, и в людях, и в бизнесе.
И, наконец, бонусный инсайт. На этот раз лично от меня. Важно не только то, что ты показываешь, но и то, как ты это делаешь. Например, для защиты проектной работы я разработала собственный формат презентации: придумала фирменный стиль вымышленной компании-работодателя, разнообразила слайды разными форматами, чтобы это было не только интересно слушать, но и смотреть. Немного боялась, потому что это выходило за рамки принятого формата, – и очень обрадовалась, когда преподаватели оценили креативный подход.
Глоссарий
1Lean canvas (англ.) – шаблон для построения бизнес модели
2SMART – методика постановки целей и задач в управлении. Цель задачи должна быть: Specific – конкретная, Measurable – измеримая, Achievable – достижимая, Relevant – значимая, Time bound – ограниченная во времени.