Полиморфизм – это понятие, которое встречается в объектно-ориентированном программировании (ООП). Оно дает возможность разнообразным сущностям выполнять одинаковые действия (операции). Устройство этих самых сущностей изнутри для реализации различных манипуляций не имеет никакого значения, как и их различия.

Далее предстоит изучить полиморфизм с точки зрения разработки программного обеспечения более детально. Необходимо рассмотреть его в качестве принципа объектно-ориентированного программирования, изучить его формы, преимущества и недостатки. А еще – выяснить, для каких конкретно целей необходим полиморфизм. Предложенная ниже информация пригодится как IT-специалистам, так и обычным пользователям.

Определение

Полиморфизм – это способность функции обрабатывать данные разных типов. С его помощью можно задействовать одни и те же методы для объектов различных классов. Внутреннее их устройство не имеет никакого значения.

С греческого языка polymorphism переводится как «многообразие». Этот термин используется не только в программировании, но и в других областях. В качестве примера можно взять биологию. В ней подобным термином описывается способность какого-либо вида существовать в разных видах. В программировании смысл полиморфизма заключается в том, что один и тот же метод способен реализовываться по-разному.

Для чего необходим

Рассматриваемый прием широко используется в разработке программного обеспечения. Далее термин «polymorphism» будет изучаться с точки зрения программирования. Он необходим в следующих целях:

  1. Облегчение написания исходных кодов программ. Придумывать для классов несколько разных методов с ним не придется. Достаточно грамотно написать всего один, применяемый к различным сущностям.
  2. Масштабируемость решений. Если необходимо отправить не только один видеофайл или графический документ, но и текст, получится сделать это при помощи одной и той же команды.
  3. Формирование более читаемого кода. Программисту не придется разбираться на протяжении длительного времени в схожих между собой методах и классах со схожими названиями. Вместо них будет всего один метод, по имени которого будет понятен алгоритм его выполнения.
  4. Повышение уровня понимания принципов работы разных методов. Исходный код приложения за счет рассматриваемой концепции становится не только более понятным, но и предсказуемым.

Определение полиморфизма и его ключевые особенности должны быть известны каждому, кто планирует программировать. Множество современных языков разработки пользуются соответствующей концепцией при работе с классами и объектами: Python, C++, Java, C и другие.

Как принцип ООП

Объектно-ориентированное программирование включает в себя несколько ключевых принципов:

  1. Инкапсуляцию. Так называется создание сущностей как «вещей в себе». Классы с помощью инкапсуляции будут работать независимо друг от друга: если та или иная сущность будет удалена, на остальных соответствующая операция никак не отразится.
  2. Абстракцию – принцип, при котором какие-то общие характеристики сводятся до набора абстрактных признаков. Можно иметь не абсолютно разные классы вроде «изображения», «видео», «текст», а абстрактный класс «контент».
  3. Наследование. Так называется возможность на основе одних классов создавать другие. Обычно в виде «родителя» используются абстрактные сущности, от которых будут наследоваться более конкретные. Если «родителем» выступает класс «контент», его «дети» – это «изображения», «видео», «текст».
  4. Полиморфизм. Его определение уже было приведено. Так называется возможность разных классов использовать одни и те же методы в процессе работы.

Для реализации полиморфизма в ООП требуется абстракция и наследование. С их помощью удается сформировать абстрактный класс, а в нем – общий абстрактный метод. После – унаследовать разнообразные реализации этого метода.

Полиморфный метод – это…

Полиморфный – это значит «многообразный»: формы отличаются, а действие будет одинаковым. Работает соответствующий метод по следующему алгоритму:

  1. Разработчик пишет общий класс. В качестве примера выступит класс «контент». Он описывает вещи, общие для всего контента: свойства и методы. Свойствами называются признаки того, что есть у рассматриваемого объекта: возможность комментирования, количество отметок «Мне понравилось» и так далее. Методы – это действия. Команды, которые можно совершить относительно контента: сделать репост, поставить «лайк», открыть на отдельной вкладке, добавить в закладки или отправить в личных сообщениях другому пользователю.
  2. Создается общий класс с абстрактными, общими методами. Контент можно отправлять другим пользователям, но пока неясно, как именно. Разработчик должен описать то, как будет выглядеть соответствующая команда: ее название, что требуется передать в нее, какое сообщение вывести на экран после этого. Это – своеобразный «каркас» будущей конкретной операции.
  3. Создаются производные классы. Это – наследники общего класса. Они являются более конкретными, могут предусматривать ряд дополнительных методов и свойств. Пример – видео можно поставить на паузу, а изображение – нет. В производных сущностях сохраняются абстрактные методы и свойства «родителя»: они определяются для более точного функционирования.
  4. Для каждого производного класса прописываются собственные общие методы реализации. В сущности «контент» поддерживает метод «отправить». Он также имеется в производных классах. В классе «изображение» может содержаться отдельный код для отправки, в «видео» – тоже. Соответствующие операции бывают похожи или различаются, но названия у них будут одинаковыми. То же самое относится к непосредственно выполняемой команде.

Также в процессе разработки можно создавать объекты производных классов и пользоваться их методами. Абстрактные сущности существуют словно в вакууме: объект, который будет принадлежать к соответствующему классу, создать нельзя. Среди реальных элементов не может быть «просто контента», который не относится ни к тексту, ни к изображению, ни к видео, ни к чему-либо еще. Абстрактные методы никто не будет вызывать. Предопределенные методы из производных являются вполне реальными. Ими разработчики имеют право пользоваться в самых разных ситуациях.

Преимущества и недостатки

Примеры полиморфизма уже были изучены. Данная концепция имеет как преимущества, так и недостатки. К «сильным» сторонам рассматриваемой операции можно отнести следующие моменты:

  1. Возможность написать более аккуратный и понятный код. Сущности в нем множить не приходится, как и создавать огромное количество команд с одинаковыми функциональными возможностями. Бессвязный и неструктурированный код тоже отсутствует.
  2. Более удобная работа с кодом. Разработчику не нужно каждый раз думать, что делает та или иная команда для конкретного вида объекта. Допустимо просто написать ее и получить желаемый результат.
  3. Возможность одинаково работать с разными сущностями. Каждый раз выяснять, о каком именно производном классе идет речь в исходном коде на этот раз, нет никакой необходимости. Общее полиморфное действие поддерживается для всего.
  4. Повышение расширяемости. Исходный код при помощи рассматриваемой концепции проще расширять, а также использовать повторно и модифицировать.

Недостатки у рассматриваемой концепции тоже есть. К ним относят:

  1. Связь полиморфизма с наследованием может стать слабым местом приложения.
  2. Не всегда изучаемый прием удается грамотно реализовать на практике. Иногда для этого придется постараться, чтобы исключить необъяснимые ошибки и неполадки.
  3. Новичкам проблематично понять принцип концепции. Отдельно от ООП полиморфизм рассмотреть и объяснить не получится.

Несмотря на это, изучаемая концепция все равно остается достаточно удобным и функциональным элементом разработки программного обеспечения.

Формы и виды

Существуют разные виды полиморфизма:

  1. Подтипов. Это – полиморфность «по умолчанию». Определение соответствующей концепции было представлено ранее. Именно оно подразумевается в объектно-ориентированной разработке. Это возможность использовать одни и те же команды/интерфейсы для разных сущностей.
  2. Параметрический (или обобщенный). В нем для команды нет разницы, какую сущность прислал разработчик: для всех возможных классов будет применяться один и тот же код. Его сложнее реализовать, но он делает исходное приложение более универсальным.
  3. Ad hoc (или специализированный). Иногда он противопоставляется параметрическому. Идея ad hoc – использование одинаковых названий, но разного кода. Данная концепция часто реализовывается при помощи перегрузки методов: одна операция прописывается несколько раз с одним и тем же названием, но с разным кодом.

Полиморфизм также бывает статическим и динамическим. В первом случае методы предопределяются при компиляции, во втором – в процессе работы приложения.

Лучше понять, что собой представляет полиморфизм, а также научиться применять его на практике, помогут дистанционные компьютерные курсы. На них с нуля обучат программировать и разбираться в исходных кодах различных приложений.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!