Среди востребованных языков программирования сегодня выделяется Питон. Он относится к высокоуровневым, со строгой типизацией данных. Python имеет мощный функционал, который позволяет управлять памятью устройства при компиляции программного обеспечения.
Язык имеет понятный и простой синтаксис, а также выделение блоков кодификации посредством отступов. Последние помогают определять вложенность операций и функций.
Для того, чтобы писать на Питоне приложения, нужно не только хорошо знать его особенности, но и использовать классы, объекты, а также наследование и полиморфизм. Все это необходимо усвоить каждому разработчику.
В данной статье речь зайдет об особенностях Python, сферах его применения на практике. Будет разобран принцип составления кода, а также работа с классами и объектами. Предложенную информацию сможет использовать как новичок, так и опытный программист.
Преимущества и недостатки языка
Существующие данные указывают на то, что Питон – популярный и удобный язык программирования. Он выделяется:
- наличием концепций объектно-ориентированного программирования;
- мощным функционалом;
- понятным даже новичкам синтаксисом, в основе которого заложен английский;
- полиморфизмом;
- работой с классами и объектами;
- высокой востребованностью;
- кроссплатформенностью – с его помощью удастся написать софт под любую платформу;
- совместимостью со всеми современными операционными системами;
- открытым исходным кодом;
- бесплатным распространением.
Найти разработчика, который специализируется только на Python крайне трудно. Такие специалисты востребованы на рынке труда по всему миру.
Недостатки
К минусам языка относят:
- относительно медленную работу;
- отсутствие большого количества перспектив для процессорной оптимизации.
Это приводит к тому, что для крупных и масштабных, «тяжелых» проектов Питон не подходит. Такие утилиты будут загружать операционную систему и тормозить ее. Но, если удастся решить проблему дефицита возможностей для статического анализа кода, на выходе будет безопасное и надежное приложение.
Сферы применения
Прежде чем разбирать классы и объекты в Python, а также иные особенности ООП, нужно выяснить, где соответствующий язык применяется. Он имеет общее назначение, что позволяет задействовать оный в разных в случае, когда требуется написать:
- веб-страницу;
- браузерный софт;
- игры (мобильные, компьютерные);
- ПО для бизнес-аналитики;
- «офисные» программы;
- разнообразные фичи;
- математический контент;
- универсальные приложения, расширяющие возможности системы;
- ПО для системного администрирования и служб ОС.
В случае с играми предстоит подучить другие языки. Примеры – C++, C, Java. У создаваемой игрушки «только на Питоне» будут ограничены возможности. Связано это с тем, что он (programming language) имеет не все функции и возможности для подобных утилит. Зато оный прекрасно интегрируется с перечисленными языками, давая больше перспектив разработке.
Ключевая терминология – что знать каждому
Задумываясь над классами, а также иными элементами программного кода Питона, каждый разработчик должен разобраться с ключевой терминологией. Она универсальна и подойдет для любого ЯП с поддержкой ООП.
Имеет смысл запомнить следующие данные и определения:
- Алгоритмы – инструкции и правила, необходимые для решения поставленной задачи.
- API – интерфейс прикладного программирования. Представлен правилами и процедурами, которые помогают создавать программы. Поддерживают обращение со сторонними службами системы.
- Аргументы – значения, передаваемые в функции или команды.
- Символ – элементарная единица отображения информации. Равна одной символьной или буквенной записи.
- Объект – связанные переменные, константы, а также иные структурные данные. Они могут быть выбраны и обработаны совместно.
- Класс – набор связанных объектов с одинаковыми (общими) свойствами.
- Константа – значение, которое в процессе выполнения приложения не подлежит изменениям. Остается неизменным на протяжении всего жизненного цикла ПО.
- Тип данных – классификация информации того или иного вида.
- Массивы – списки, а также группы похожих типов значений электронных материалов. Они подлежат предварительной группировке. У всех значений в пределах массива один и тот же тип данных. Их отличие заключается в положении в пределах множества.
- Фреймворк – готовые блоки кода, необходимые для облегчения разработки.
- Итерация – один проход через набор функций и операций, работающих с кодификацией.
- Ключевое слово – зарезервированное слово программой или ЯП с особым значением. Необходимо для выполнения определенного спектра задач. Могут выражаться командами и параметрами. Зарезервированные слова нельзя использовать для имен переменных в приложении.
- Оператор – объект, который умеет управлять разного рода операндами.
- Операнд – элемент, которым можно управлять при помощи имеющихся операторов.
- Переменные – элементарные единицы хранения памяти. Они могут быть отображены, сохранены или скорректированы при необходимости.
- ЯП высокого уровня – позволяет вести разработку, независимо от ОС. Для понимания полученной кодификации ее предварительно необходимо перевести в машинное «исполнение».
- ЯП низкого уровня – напоминает машинный. Отвечает за обеспечение некой абстракции концепций программирования. Менее понятен среднестатистическому юзеру.
- Синтаксис – набор правил относительно вопроса передачи операторов.
Все это – база, без которой использовать классы, наследование, а также массивы и иные компоненты Питона будет весьма проблематично.
Объектно-ориентированное программирование
Python – не только высокоуровневый язык. Он имеет поддержку нескольких парадигм программирования, включая ООП.
Это – методология коддинга. В ее основе заложено представление программы через совокупность объектов, каждый из которых выступает экземпляром определенного класса. Классы будут образовывать иерархию наследования. Здесь создание ПО основывается на связи объектов, а не на «чистой» логике и математике.
Принципы ООП
Изучая наследование в Python и иные особенности ООП, нужно понимать принципы соответствующей методологии. Всего их 4. Каждый обладает ключевыми особенностями.
Абстракция
Так называют выделение основных, наиболее значимых характеристик объекта с последующим игнорированием второстепенных.
Любой объект в мире составного характера – абстракция. Примеры – ноутбук и его применение. Всем понятно, что это и для чего применяется. А вот непосредственный его состав вроде плат и микросхем не так волнуют пользователей.
Полиморфизм
Полиморфизм – это возможность нескольких реализаций в пределах одной и той же идеи. Пример – есть класс «Персонаж». У него – метод под названием «Атака». Тогда:
- воин будет выполнять манипуляцию мечом или булавой;
- лучник – луком/арбалетом;
- маг – посохом.
Все это – методы атаки, но в программном коде операции реализовываются разными способами.
Немного о наследовании
Наследование – способность класса расширять понятие другого класса. Главный механизм повторного использования кода в объектно-ориентированном программировании.
При наследовании появляется «родитель» — класс, от которого перенимаются свойства, а также «дочерний класс» или «наследник» — то, чему присваиваются соответствующие «параметры».
Инкапсуляция
Принцип, позволяющий обеспечивать безопасность и управление сложностью кодификации. Она будет блокировать доступ к деталям сложных концепций. Абстракция позволяет рассматривать элементы с общего «ракурса», а инкапсуляция – с любого другого.
Работа с классами
Чтобы должным образом изучить наследование в Python, а также иные важные аспекты разработки, стоит начать с рассмотрения классов. Это – своеобразная сущность. Ее конкретным воплощением выступает объект.
Если провести аналогию, можно рассмотреть пример: все знают факторы, которые являются принадлежащими человеку. Сюда относят:
- имя;
- возраст;
- фамилию;
- отчество;
- цвет глаз;
- длину волос и так далее.
Люди умеют выполнять разнообразные действия: бегать, прыгать, плавать, думать и не только. Все это – представление, которое подразумевают некий набор действий и характеристик. Они и носят название классов.
Конкретизация воплощения соответствующего шаблона может отличаться. Пример – у каждого человека есть собственное имя. Реально существующая личность – это и есть объект класса «Люди».
Создание
Создание базового класса – простая операция в Питоне. Для этого нужно использовать ключевое слово class. Форма представления окажется такой:
class имя класса;
атрибуты класса
методы класса
Внутри класса будут определяться атрибуты, которые отвечают за хранение характеристики оного, а также методы. Это – функции класса.
Пример:
Здесь происходит следующее:
- Определен класс Person. Это – условное представление человека.
- Атрибуты и методы отсутствуют.
- PASS – это ключевое слово, которое заменяет функционал. Оператор, который нужен для создания кода, но использовать его нет необходимости.
Это поможет при изучении объектов в Python. Работа с classes – база, без которой дальнейшая разработка невозможна.
Конструктор
Конструктор – это метод, который будет вызван при создании объектов. Он необходим для элементов, которые изначально должны иметь те или иные значения. Пример – пустые экземпляры класса «Студент» бессмысленны. Требуется иметь минимальный набор данных: фамилии или группы.
У Питона конструктор – это метод init. Он выглядит так:
Об атрибутах
Каждый класс имеет собственный набор характеристик, который отвечает за описание сущности. Эти параметры носят название полей или атрибутов.
Могут быть:
- Статическими. Это – поля класса. Используются без пользования новым объектом. Конструктор здесь не пригодится.
- Динамическими. Представлены полями объекта. Будут заданы через конструктор. Нужно каждый раз создавать экземпляр, а полям – присваивать значения.
Вот пример работы с атрибутами:
Если в кодификации задействованы атрибуты двух типов, они могут иметь одни и те же имена.
Методы
Метод – это функция заданного класса. Они будут определены в пределах class. Отвечают за поведение оного.
Вот наглядный пример:
class Person: # определение класса Person
def say_hello(self):
print("Hello")
tom = Person()
tom.say_hello() # Hello
Здесь:
- Определен метод say_hello. Он отвечает за приветствие.
- При обработки оного осуществляется вывод строчки на консоли.
- Во время определения метода требуется учесть, что все они должны принимать в качестве первого параметра ссылку на текущий объект. Установленные правила гласят, что такой элемент имеет обозначение self.
Обращение к методам осуществляется через имя объекта по форме: объект.метод ([параметры метода]).
Self – что это
Self – зарезервированное слово в Python. Это – ссылка на текущий экземпляр класса. Имеет аналог в других ЯП в качестве this.
Принцип работы self можно проверить на примере с котами:
- Все кошачьи мурлыкают. Это прав утверждение.
- Соответствующая способность реализована в классе «Кот» в качестве метода «Мурчать».
- Человек хочет, чтобы кот Пушок помурчал.
- Если задать команду «Кот.Мурчать», звуки подадут все животные этого типа. Здесь на помощь придет self.
- Метод будет вызван запросом self.Мурчать.
Это – элементарный алгоритм, который поможет понять принцип работы self. Это – основной элемент, с которым предстоит сталкиваться разработчику.
А вот пример получения доступа через self:
class Rectangle:
def __init__(self, width, height):
self.width = width
self.height = height
def area(self):
return self.width * self.height
Доступ и декораторы
Классификаторов доступа к полям класса нет. Это – одно из упущений инкапсуляции.
Декоратор – функция, которая представляет собой «обертку». В нее можно «завернуть» другой метод. Это поможет скорректировать функциональность кодификации без непосредственной замены кода.
Объекты и экземпляры
Изучая наследование классов в Python, важно разобраться с objects. Они не менее важны, чем понятие self и иные ключевики. Представлены конкретным экземпляром класса.
Создать объект легко. Вот пример:
class AirConditioner:
def __init__(self, model, capacity):
self.model = model
self.capacity = capacity
def turn_on(self):
print('Now in the room will be cool')
# создадим объект класса Кондиционер
ballu = AirConditioner('BPAC-07', 785)
ballu.turn_on()
> Now in the room will be cool
Что там с атрибутами
У class атрибуты бывают динамическими и статическими. В случае с object инициализация производится так:
class MightiestWeapon:
name = "Default name"
def __init__(self, weapon_type):
self.weapon_type = weapon_type
Наследование
Некоторые элементы кода аналогичны друг другу за исключением нескольких моментов. Наследование – это определение сход и различий между подобными objects. Вот пример:
class Animal:
def make_a_sound(self):
print("Издаёт животный звук")
Известно, что коты – все роняют, а собаки – любят рыть землю. Тогда из родительского класса Animal можно создать два наследника:
class Cat(Animal):
def drop_everything(self):
print('Подъем, я все поронял!')
и:
class Dog(Animal):
def dig_the_ground(self):
print(‘Обожаю копать и рыть!')
Стоит обратить внимание на то, что в программировании есть предопределение. Для него у наследника требуется объявить метод с тем же названием, что и у базового класса.
Эти принципы наследования Python должен знать каждый.