Огромную роль в создании программных приложений играют массивы. Они бывают нескольких типов, каждый из которых имеет свои ключевые особенности. Далее будут изучены нюансы одномерного массива. Информация пригодится как новичкам, так и опытным программистам.
Определение
Массив a – это структура данных, которая хранит в себе набор значений (элементы массива), идентифицируемая по индексу или его наборам, принимающих целые (или приводимые к целым) значения некоторого заданного непрерывного диапазона. Это – своеобразная реализация абстрактного типа данных – вектора. В некоторых языках программирования массивы носят названия:
- рядов;
- таблиц;
- матриц;
- векторов.
Массив – это упорядоченный набор (множество) данных. Хранит значения при помощи одного или нескольких индексов. Самый простой вариант рассматриваемого элемента обладает постоянной длиной. Включает в себя единицы информации одного и того же типа. В виде индексов тут выступают целые числа.
Разновидности
Различают несколько видов рассматриваемого объекта в зависимости от того, какое количество элементов в массиве будет содержаться в конечном итоге:
- Одномерный. У него всего один индекс.
- Двумерный. Содержит два индекса.
- Трехмерный и так далее.
На практике чаще всего дан одномерный массив или двумерный. Вариации с тремя и более индексами встречаются крайне редко.
В некоторых языках разработки есть динамические массивы. В них размер меняется непосредственно при выполнении программного кода. Остальные носят название фиксированных или статистических.
Одномерный массив в Паскале: особенности
Чаще всего в программе, написанной на Pascal, используют одномерные массивы. Они представлены конечным количеством однотипных элементов, объединенных общим именем. Каждый элемент имеет собственный порядковый номер. Обращение к ним осуществляется по имени массива и индексу (имеющемуся порядковому номеру).
Одномерный соответствующий элемент носит название вектора. Диапазон индексов в Паскале определяется в качестве произвольных значений любого типа данных, приводимого к целому.
В рассматриваемом языке программирования предстоит работать с линейным множеством данных. Он будет рассмотрен более подробно далее. А еще предстоит раскрыть способы заполнения одномерных множеств информации в Pascal.
Числовой одномерный вид
Одномерные массивы носят название линейных. Связано это с тем, что все его элементы располагаются друг за другом. Они с легкостью представляются в виде таблицы с двумя строчками:
- перечисление индексов;
- имеющиеся значения элементов.
Имя задается точно так же, как и в случае с переменными в приложении. Границы index задают непосредственно при описании множества данных. Делается это в квадратных скобках.
Рекомендуется задавать начальный индекс в виде единицы. Конечный определяется условием конкретной поставленной задачи. Численно выражен размеру множества данных – количеству содержащихся компонентов.
Числовой массив содержит целые и действительные числа. Тип элементов указывается непосредственно в описании. Пример – таблица выше. Множество данных может состоять из шести, трех, сотни или иного количества элементов.
Как заполнять
Вносить информацию в одномерный массив, который дан в задаче, можно несколькими способами:
- вручную;
- случайными элементами;
- ввод данных по формуле/правилу;
- из текстового файла.
Далее каждый вариант будет рассмотрен отдельно. Не важно, из шести или более элементов состоит множество. Главное, что внести в него данные не составит никакого труда.
В процессе изучения примеров даю небольшой линейный массив, который состоит не из шести, а из пяти элементов. Его описание рекомендуется провести в разделе переменных:
var i : integer;
var a: array [1…5] of integer; {здесь происходит определение одномерного множества из количества элементов целых чисел, которое равно пяти}
Вручную
Этот вариант хорош, когда требуется обработка небольшого линейного массива. Его элементы можно задать вручную с клавиатуры. Ввод информации организовывается с использованием любого цикла:
For i: = 1 to 5 do
Read a[i];
Здесь – пример использования цикла с параметром. Достаточно быстрый и простой вариант. Вторая строка – это реализация непосредственного ввода с клавиатуры.
Случайное число
Иногда множества информации оказываются объемными. Тут на помощь приходит не ручной ввод, а автоматический. Первый вариант – использование случайных значений:
For i: = 1 to n do {в нашем случае n = 5}
a [i]: = random (10); {задаются случайные числа из интервала от 0 (включительно) до 10}
Это – один из самых простых примеров. Интервал значений можно задать согласно условиям поставленной задачи.
По правилу
Вариант, который иногда встречается на практике. В некоторых задачах встречаются принципы и правила генерации элементов одномерного массива, который дан изначально. Вычисления компонентов проводятся по формулам.
Выше – пример, который поможет заполнить множество данных квадратами натуральных чисел.
Текст
Также можно получить данные при помощи чтения их из файлов. В Pascal соответствующий процесс требует определенной сноровки и значительного багажа знаний. Используется крайне редко.
Можно найти туториалы и видео-уроки по чтению информации для массивов одномерного типа из текстовых документов. Вот – пример и основные принципы работы с соответствующими компонентами.
Вывод и шаблон для типовых задач
В Pascal ABC отобразить элементы одномерного множества можно при помощи цикла:
А вот шаблон, который поможет решать типовые задачи на определение, заполнение и вывод одномерных множеств информации:
var
i,n:integer;
a: array[1..100] of integer; {множество, включающее в себя 100 целых чисел}
begin
write('Укажите количество элементов');
readln(n);
for i:=1 to n do begin
a[i]:=random(100)-random(100);{заполнение множества случайными значениями из интервала (-100;100)}
print (a[i]); {в качестве альтернативы допускается работа с write}
end;
{код обработки согласно условию заданной задачки}
end.
А вот – видео-урок, который лучше объяснит рассмотренную тему новичкам.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!