Программирование требует от пользователя определенных познаний в сфере выбранного языка. Большинство из них поддерживает использование так называемых условных операторов. Они в той или иной форме присутствуют во всех ЯП.

Далее предстоит изучить конструкцию the if else then и условные операторы. Эта информация пригодится как новичкам, так и более опытным разработчикам. Она должна быть усвоена каждым, кто планирует заниматься созданием программного обеспечения и игр. Примеры будут приведены на the Pascal и the JavaScript.

Условные операторы

Условный оператор – основа любого языка разработки. С его помощью значение некоторого выражения принимается за определение дальнейшего поведения приложения. Через the operator происходит выбор действия из нескольких предложенных.

В основе работы оператора (не только состоящего из IF) заложена булева логика. Она подразумевает сведение любых утверждений к двум вариантам:

  • истина (the true);
  • ложь (the false).

Если условие истинно, приложение отправляться работать по одному алгоритму, если ложно – по другому. Это приводит к тому, что в каждый момент времени программное обеспечение выбирает алгоритм из двух направлений. Существуют более сложные условия. Они базируются на последовательном прохождении элементарных двоичных условий.

Разновидности

Условных операторов много. Каждый язык поддерживает их в той или иной степени. Основными конструкциями выступают ветвления. Они могут быть:

  • постфиксными;
  • тернарными;
  • с одной веткой;
  • с двумя ветвями;
  • с поддержкой нескольких ветвей (if elseif else или if else then);
  • множественного выбора – switch.

Отдельно выделяются циклы:

  • while;
  • for;
  • foreach;
  • бесконечные.

Особое внимание необходимо уделить ветвлению. Оно является основой разработки практически любого программного обеспечения.

Работа с If

Перед изучением if else then необходимо рассмотреть более простые варианты ветвлений. В противном случае разработчик рискует запутаться и получить «на выходе» совершенно непредсказуемый результат.

Конструкция «с одной веткой» – элементарный вариант ветвления. Заданная операция будет обрабатываться, если соблюдено то или иное условие. В случае с the JavaScript форма представления ветвления будет следующей:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Сначала здесь задается ключевое слово IF (без else и then). Далее прописывается условие (condition), а в фигурных скобках указывается реализуемый алгоритм. Блок выполняется, если результат condition становится истиной. В противном случае управление переходит к следующему написанному в программном обеспечении фрагменту.

В the Pascal соответствующий вариант рассматривается как неполный условный оператор. Его блок схема имеет следующую форму реализации:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Данный вариант является элементарным. Он помогает составлять простейшие задачи. В сложных проектах встречается достаточно редко. Там программисты стараются использовать цикл и другие условные операторы.

Две ветви

Следующий вариант тоже является достаточно распространенным у большинства языков. Это двойное ветвление. В разных ЯП отмечается по-разному. В основном:

  • If условие else;
  • If условие then.

Соответствующая конструкция поддерживает несколько блоков кода:

  • если условие является the true, выполняется алгоритм1;
  • в противном случае обрабатывается алгоритм2.

В the Pascal if then – это тоже неполное ветвление. Примеры:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Здесь, если введенное значение переменной a = 7, на экране появится приветствие. В противном случае ничего не происходит.

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

В данном фрагменте на экране при соблюдении указанного условия в консоль будет выведено не только приветствие, но и прощание. Это связано с тем, что writeln(‘До встречи’) не имеет отношения к ветвлению.

Примеры реализации в the JavaScript конструкции if then будут выглядеть несколько иначе. Общая форма записи:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Наглядный пример:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Чтобы увидеть, как работает данный фрагмент, значение переменной рекомендуется сначала установить на нечетное (здесь оно по умолчанию = 5), а затем – поменять на четное. На экране будет появляться запись, характеризующая тип введенного числа.

Операторные скобки

В the Pascal, работая с записями типа if else then необходимо использовать операторные скобки. Они включают в себя:

  • begin;
  • end if.

Они помогают грамотно использовать ветвление. Ранее приведенный пример будет работать корректно только при наличии операторных скобок. Они указывают на начало и конец алгоритмов, относящихся к тому или иному оператору.

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

В приведенном выше фрагменте при if a = 10 then… ничего не произойдет. Если указать a = 7, на дисплее появится и приветствие, и прощание.

Составные условия

В the Pascal могут использоваться составные (сложные) условия. Такой подход встречается и в других языках разработки. Чтобы сформировать составное условие, необходимо применять:

  • and – составное условие истинно, когда все его простые составляющие являются true;
  • or – составное условие истинно, когда таким является хотя бы одно его составное условие.

Вот пример:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Он помогает отыскать максимальное среди трех чисел. Аналогичным образом составные конструкции используются в других языках разработки.

Множественное ветвление

The JavaScript и The Pascal, а также другие ЯП поддерживают множественное ветвление. Такой вариант иногда называется «полным оператором». Он подразумевает создание инструкций с несколькими «ветками». Встречается, когда требуется проверить разнообразные условия.

В the JS форма записи будет такой:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Соответствующий фрагмент if else then работает так:

  1. Сначала проверяется condition1. Если оно истинно, реализовывается первый блок кода.
  2. При the condition1 = false происходит проверка condition2. Присвоенный ему алгоритм работает, когда результат расчетов = true. В противном случае программа переходит к condition3 и так далее.
  3. Если все условия – это ложь, система будет реализовывать последний написанный блок.

В the Pascal if else then выглядит схематично так:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Некоторые разработчики называют соответствующую концепцию двойным ветвлением. Пример:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

В соответствующем операторе if then перед записью …else…точка с запятой не ставится. Зато программисту придется использовать операторные скобки.

Тернарный оператор и JS

Тернарный оператор – это выражение, возвращающее то или иное значение. Сокращенная форма записи then else. В the JavaScript используется следующий вариант реализации:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

В случае с Pascal достаточно использовать сокращенную форму записи условного оператора. В приведенном выше примере поддерживаются три операнда:

  • первое выражение;
  • второе выражение;
  • проверяемое системой условие.

Для разделения условия и выражений необходимо применять символы «?», «:». Если condition = true, выполняется expression1, в противном случае – expression2.

Работа со switch

Оператор if then в большинстве языков разработки очень легко использовать. Кроме обычного ветвления можно задействовать выбор варианта из нескольких предложенных. Для этого используется конструкция switch.

Выбор алгоритма действий базируется на основании полного совпадения результатов расчетов, записанный в case. В случае с JS форма записи будет такой:

Основные синтаксические конструкции и ветвление: If…else…then

Раздел default не является обязательным. Он встречается тогда, когда необходимо указать алгоритм, реализующийся, если ни одно case не обнаружено. Это своеобразная замена if then.

Можно заметить, что в записи поддерживается break. Данный компонент тоже не является обязательным. Он используется в switch для непосредственного прерывания. После его обработки управление переходит к инструкциям, написанным после условного оператора. В противном случае может образоваться цикл, который приведет к неправильной работе кода.

Здесь можно увидеть больше примеров реализации изученной темы на Pascal. Досконально условные операторы и их особенности помогут рассмотреть специальные компьютерные дистанционные курсы.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!