Windows – операционная система, обладающая достаточно дружелюбным пользовательским интерфейсом. Разобраться с азами работы в Windows намного проще, чем в том же Linux. Связано это с тем, что создатели ОС позаботились о наличии так называемых диалоговых окон. В них располагаются элементы управления всей системой.

В данной статье будет рассказано о том, что собой представляет диалоговое окно. Предстоит изучить его предназначение, разновидности, а также то, как оно выглядит. Все это пригодится преимущественно новичкам, планирующим работать с ПК.

Определение

Диалоговое окно (dialog box) – это элемент графического интерфейса. Специальный компонент, представляющий собой окошко, предназначенное для вывода информации, а также получения ответов со стороны пользователя. Это – своеобразное «место ведения диалога» между машиной (устройством) и клиентом.

Элементарный пример – это окно сообщения. Оно выводит на дисплей сообщение, после чего требует от пользователя подтверждения факта прочтения. Для этого используется специальная кнопка. Чаще – «Ок». Окошки сообщений необходимы непосредственно для того, чтобы:

  • информировать пользователя о завершившемся действии в пределах системы;
  • выводить на экран сообщения об ошибках;
  • отображать те или иные данные, которые не требуют от клиента какого-либо выбора.

Окошечки сообщений выступает одним из наиболее часто встречающихся шаблонов проектирования. Несмотря на это, соответствующий компонент получает немало критики. Он рассматривается как малоэффективное решение для поставленной задачи. От ошибочных действий непосредственного клиента защитить не сможет.

Разновидности

Диалоговые окна нужны для того, чтобы наладить связь по типу «пользователь-система». Такой подход является своеобразной аналогией реального диалога. В операционных системах и приложениях выделяют несколько видов рассматриваемого компонента:

  • модальные окна;
  • немодальное окошко.

Первый вариант рассмотрим сразу на нескольких уровней – со стороны приложения и непосредственного окошка. После этого предстоит изучить проектирование изучаемых элементов пользовательского интерфейса более подробно.

Немодальный тип

Диалоговое окошко может быть немодальное – modeless. Оно используются тогда, когда информация, отображаемая в пределах «рамки», является несущественной для дальнейшего функционирования системы. Такие окошки остаются открытыми, а работа клиента с ОС успешно продолжается.

Примерами диалоговых немодальных окон могут выступать:

  • панель инструментов;
  • «палитра» в графическом редакторе.

Если «палитра» отсоединена или может открепляться от главного окошка приложения – в этом случае рассматриваемый инструмент будет относиться к немодальному типу. В нем есть компоненты управления, которые используются параллельно с работой программного обеспечения. Подобные окошки редко носят название «диалоговых».

Согласно действующим правилам грамотного программного дизайна рекомендуется использовать именно этот вариант окошек. Он не требует от пользователя определенной (и не всегда очевидной) последовательности действий.

Также вариантом немодального диалогового окна является блок пользовательского интерфейса для корректировки свойств текущего документа – фона, текста. Пользователь сможет вводить текст без учета его цвета. В любой момент соответствующий параметр удастся скорректировать под собственные нужды за счет специального диалогового окошка.

Модальные – уровень приложений

Модальное диалоговое окно – это окошко, которое будет блокировать работу пользователя с родительским программным обеспечением. Происходит это до тех пор, пока клиент его не закроет собственными руками. Основная масса рассматриваемых диалоговых компонентов относится именно к модальному типу.

Пример – настройки приложения. Связно это с тем, что реализовать режим проще, когда все внесенные изменения применяются или отменяются (в зависимости от проводимых операций) одновременно. И делается это тогда, когда клиент решил внести изменения, после чего открыл необходимый раздел в программе.

Отображение в модальном режиме имеет широкое распространение. Пример – когда софт должен получить дополнительную информацию для продолжения функционирования или подтверждение от клиента (согласие на операцию). Актуально, когда планируемые манипуляции попадают под категорию потенциально опасных.

Модальные диалоговые окошки запросов на уровне приложений выступают в качестве плохих дизайнерских решений. Они способны привести клиента к «ошибкам режима ПО». Опасные операции должны иметь возможность отмены везде, где только возможно. В случае с рассматриваемым диалоговым компонентом системы/приложения соответствующие перспективы отсутствуют. Окошко через некоторое время после внезапного появления пропускаются пользователями автоматически. Надежную защиту от опасных и нежелательных действий такие элементы не обеспечивают в должной мере.

Модальные – на уровне окна

Диалоговые окна модального типа имеют свои недостатки. Чтобы их смягчить, программисты предложили концепцию модальности на уровне окошка или конкретного документа. Тут нужно запомнить следующее:

  1. Подход активно используется на практике. Пример – MacOS.
  2. Когда появляется окошко соответствующего типа, работа с остальными «диалоговыми» компонентами приложения попадает под блокировку.
  3. Поддерживается возможность изменения размера родительского приложения и непосредственного модального окошка.
  4. Окно диалога не перекрывает основное приложение. Оно просто к нему прикрепляется.

При появлении рассматриваемого элемента не получится закрыть основное приложение. Операция станет доступна лишь после того, как клиент закроет диалоговое модальное окно. Других вариантов системы и приложения не рассматривают.

Часто такие элементы нужны для того, чтобы выводить на дисплей сообщения с важной информацией. Пример – разнообразные ошибки и предупреждения.

Кнопки

Изучая типичное диалоговое окно, нельзя не обратить внимание на очень важный элемент – кнопку. Такие компоненты присутствуют в большинстве рассматриваемых «диалогов». Чаще всего встречаются:

  1. Ок. Кнопка, которая позволяет клиенту выразить согласие с тем, что в тот или иной момент времени отображает конкретное диалоговое окно. При клике по соответствующему элементу управления происходит закрытие окошка. Проведенные изменения (если таковые были) вступают в силу.
  2. Cancel. Это – отмена. Закрывает диалоговое окно без применения внесенных изменений.
  3. Apply – применить. Аналог «Ок» в некоторых приложениях и документах. Закрывает диалоговое имеющееся окно, принимая те или иные изменения.

Также при формировании пользовательского интерфейса диалоговых окон рекомендуется внедрить справочную информацию. Для этого обычно создается элемент под названием «Справка». Выглядит или как кнопка с соответствующей надписью, или как «знак вопроса» в навигационном меню главного окна приложения.

Остальные кнопки в диалоговых окнах встречаются редко. Они зависят непосредственно от имеющегося приложения, а также конкретной задачи.

Основы проектирования

Диалоговые окна используются в современных операционных системах повсеместно. Каждый программист должен знать не только о том, как выглядит соответствующий компонент ОС или приложения, но и уметь проектировать их. Это важный момент для тех, кто планирует заниматься ООП, а также создавать программное обеспечение с «дружелюбным» пользовательским интерфейсом. Далее будет представлена информация, которая поможет добиться желаемого результата.

Варианты применения

Диалоговые окна нужны для отладки «диалога» между пользователем и компьютером. Применяются такие компоненты в разных направлениях. Все зависит от выбранного шаблона окошка:

Блок вопросов (при помощи кнопок). Он задает пользователям вопрос или подтверждает команду. Использует элементарные ответы в горизонтально упорядоченных кнопках команд.

  1. Раздел вопросов (ссылками на команды). Отвечает за задание всего одного вопроса клиенту. Выбирает задачу для выполнения, а также использует подробные ответы в вертикально упорядоченных ссылках на непосредственные команды.
  2. Выбора. Это – диалоговые окна, которые представляют клиентов с набором вариантов, обычно для более полного описания той или иной команды. В отличие от варианта с «вопросами», такие диалоги могут задавать сразу несколько вопросов.
  3. Хода выполнения. Такие диалоговые окна предоставляют клиентам обратную связь о ходе дополнительных операций (длящихся более 5 секунд), а также выдающие команды для отмены или остановки проводимых манипуляций.

Также есть информационные диалоги. Самые простые и распространенные. Нужны для того, чтобы отображать сведения, которые запросил пользователь у приложения или операционной системы.

Рекомендации

Создавая диалоговые окна, рекомендуется:

  1. Не использовать прокручиваемые вариации. Вместо них лучше внести изменения в уже имеющиеся диалоговые окна. Пример – использовать прогрессивное раскрытие или вкладки.
  2. При отсутствии строки меню или состояния нужно предоставить доступ к командам и состоянию через диалоговое непосредственное окно. Можно задействовать в этом случае контекстное меню соответствующих элементов управление. Строки меню допустимы тогда, когда диалоговое окно используется для реализации основного. Пример – служебные приложения.
  3. Если создаваемый элемент требует пристального внимание, а программа не активна, надо нажать кнопку панели задач три раза. Это привлечет внимание клиента и оставит окошко выделенным. Иных действий предпринимать не нужно.

Это – общие рекомендации. Далее все зависит от того, какое именно диалоговое (модальное или немодальное) окно будет использоваться программистами.

Рекомендации для модального вида

Тут необходимо запомнить следующее:

  1. Такое диалоговое окно используется для редких задач одноразового характера, а также критических ситуаций. Применимо тогда, когда нужно что-то завершить перед продолжением.
  2. Чтобы изменения не вступали в силу до явной фиксации, рекомендуется использовать модели отложенной фиксации.
  3. Реализацию диалогового окна задачи проводят при необходимости. Этот прием позволит обеспечить более согласованный внешний вид диалога.

Но и это еще не все. Диалоговые окна бывают без режима (немодальные), а также с несколькими страничками. Для всего этого тоже есть свои рекомендации.

Советы для немодального типа

Диалоговое окно без режима предусматривает такие советы по созданию:

  1. Используются для частых и повторяющихся задач.
  2. При проектировании рекомендуется применять модель немедленной фиксации. Это помогает изменениям тут же вступать в силу.
  3. Диалоговое окно без режима предусматривает использование кнопки «Закрыть» в окне. Оно нужно для того, чтобы завершить работу с окошком. Разместить компонент нужно в строке заголовка.
  4. Можно рассмотреть возможность создания нескольких диалоговых окон с возможностью закрепления. Не моделируемые компоненты предоставляют больше гибкости.

Увидеть примеры такие windows dialogs можно в MS Office. Их можно закрепить в той или иной области.

Когда их несколько

Диалоговых создаваемых окон может быть несколько. В этом случае нужно:

  1. Не отображать несколько диалогов выбора владельцев одновременно из окошка выбора владельца. Несколько кнопок фиксации делает работу с сообщением более сложной. Пользователь не всегда разберется с такими диалоговыми выскочившими окнами. Лучше использовать несколько соответствующих компонентов последовательно. Пример – диалоги вопросов.
  2. Использовать многостраничные диалоговые системные окна. Отдельные диалоги применяются тогда, когда они не имеют четкой связи между собой.

Также есть диалоговое окно с несколькими страничками. Тут рекомендуется:

  1. Использовать подобный компонент вместо отдельных диалогов, если есть последовательность связанных страничек: входная (не является обязательной), ход выполнения, результат.
  2. Не использовать диалоговые многостраничные окна, если входная страничка – это стандартный диалог. Тут особую роль играет согласованность использования.
  3. Отказаться от «Далее» и «Назад», когда создается новое диалоговое окно. Тут также не стоит использовать более трех страниц.
  4. На входной страничке использовать только определенные кнопки команд или ссылки на команды, которые позволяют инициировать задачу.

Для того, чтобы диалоговое окно можно было закрыть, рекомендуется использовать на страничках ввода и хода выполнения кнопку «Отмена». В «результатах» отдается предпочтение элементу «Закрыть».

Тут и тут можно узнать больше о создании и проектировании изученного элемента. А специализированные дистанционные онлайн курсы помогут быстрее научиться создавать окна в операционных системах.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus! Также обратите внимание на специлизированный курс «Администратор Windows«.