Двухмерная модель навыков

Привычная модель профессиональных компетенций представляет собой единство hard и soft skills, в которой «жесткие» навыки составляют ядро компетенций профессионала, а «мягкие» как бы дополняют их. К жестким принято относить технические навыки, навыки работы с инструментами, техникой, словом — то есть те, результат от которых можно как-то измерить и проверить. Мягкие навыки сложнее отследить и продемонстрировать явно — это эмоциональный интеллект, коммуникативные и организационные навыки, критическое и креативное мышление. Система обучения привыкла фокусироваться именно на развитии жестких, прикладных навыков, затрагивая мягкие более неявным образом или оставляя их на самообучение.

Навыки будущего: что развивать, чтобы оставаться конкурентоспособным?
Простая модель навыков. Источник: доклад Worldskills Russia

Современные же условия бизнес-среды, характеризующиеся акронимом VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) требуют от участников рынка труда способности работать в этом новом сложном мире, подстраиваясь под его требования. Соответственно, пересматривается и сам подход к обучению и самообучению — прикладные навыки теперь далеко не единственное, что в фокусе внимания.

Новая трехмерная модель навыков

Авторы доклада «Навыки будущего» разработали актуальную модель навыков, которая состоит из трех частей: 

Навыки будущего: что развивать, чтобы оставаться конкурентоспособным?
Новая модель навыков. Источник: доклад Worldskills Russia

1. Специализированные, узкие знания и навыки:

включают жесткие навыки, но не ограничиваются ими. Необходимы для выполнения рабочих задач на конкретном месте. Например: вождение автомобиля, знание языков программирования, знание инструментов веб-дизайна или тестирования приложений, управление производственным оборудованием. Узкие навыки можно приобрести относительно за короткий промежуток времени — от нескольких месяцев до пары-тройки лет. В динамичных сферах IT и digital цикл их жизни бывает относительно небольшим; быстро прокачивать такие навыки помогают интенсивные онлайн-курсы. Поскольку сейчас мы вынуждены постоянно обучаться новому, у каждого появляется «длинный хвост» из навыков, которыми мы пользуемся не ежедневно, а по случаю. Не стоит переживать, что какие-то из навыков не используются, это неизбежно в сложном мире.

2. Кроссконтекстные, надпрофессиональные или базовые навыки:

включают мягкие навыки, но не ограничиваются ими. Это навыки, которые пригодятся не только при выполнении рабочих задач в любой профессиональной области, но и в других сферах социальной и личной жизни. 

Актуальные базовые навыки:
  • Концентрация и управление вниманием — нужны, чтобы справляться с многозадачностью, фильтровать потоки информации, не попадать под влияние отвлекающих факторов. Сюда же относится и умение организовать свою работу и держать фокус — в связи с массовым распространением удаленной работы это стало еще более актуально.
    Рекомендуем книги:
    «Руководство по развитию памяти и интеллекта» Тони Бьюзен
    «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» Дэниел Гоулман
  • Цифровая грамотность — как дополнение к давнему базовому навыку читать и писать, включает в себя медиаграмотность, информационную грамотность, навыки информационной безопасности.
    Бесплатные курсы по цифровой грамотности: openedu.ru, microsoft.com 
  • Креативное мышление, творчество — вследствие автоматизации рутинной работы возникает все больше необходимости в нестандартных решениях и создании нового.
    Мы потребляем одну и ту же информацию, так как нам выдавать оригинальные решения? Слушаем размышления профессора Болонского университета Giovanni Corazza на TED
  • Критическое мышление — способность мыслить независимо, анализировать и ставить под сомнение входящую информацию, видеть причинно-следственные связи.
    Бесплатные курсы по развитию критического мышления: coursera.org, futurelearn.com  

3. Экзистенциальные и метанавыки

— характер и жизненные установки, которые формируются на протяжении всей жизни и лежат в самом корне личности. 

Мета-навыки (или study skills) — это об управлении своим мышлением и способности учиться. Определяют, насколько гибко мышление, как человек адаптируется к меняющимся условиям, как реализует самообучение. Словом, способность человека к приобретению и развитию всех остальных навыков.
Курс по тому, как научиться учиться: coursera.org 

Экзистенциальные навыки (также называют self skills) характеризуют особенности личности, характер: например, сила воли, осознанность, способность брать ответственность и делать выбор, любознательность, гибкость, доброта, эмоциональная зрелость, внутренняя мотивация, способность владеть собой, личная стойкость (способность сохранять здоровье, справляться со стрессом). Одни из главных self skills:

  • Осознанность: способность осознавать реальный мир и себя в этом мире — свои желания, цели, чувства, способность не реагировать на раздражители «на автопилоте». Благодаря развитой осознанности человек понимает, что его жизнь, окружающий мир — это в том числе результат его действий. Как следствие, развивается ответственность и другие мягкие навыки.
  • Личная продуктивность: позволяет человеку не утонуть в изобилии информации и задач. Это подразумевает способность приоритизировать задачи, концентрироваться на важных вещах, работать над когнитивными искажениями и управлять ресурсами; и в целом стратегический подход к жизни.
Навыки будущего: что развивать, чтобы оставаться конкурентоспособным?
Жизненный цикл навыков. Источник: Global Education Futures

Для успешного освоения новой профессии как раз потребуются мета- и экзистенциальные навыки, а также кроссконтекстные.  

Подробнее о новой образовательной модели можно прочитать в издании «Четырехмерное образование».

Навыки будущего: что развивать, чтобы оставаться конкурентоспособным?