Разработка программного обеспечения, а также ведение бизнеса – процессы, требующие основательного и продуманного подхода. В этих сферах появилась концепция минимально жизнеспособного продукта (или МВП). Она стала набирать популярность после выхода книги «Экономичный стартап» от Эрика Риса. Автор печатного издания охарактеризовал под соответствующим понятием продукт, обладающий только основными и необходимыми для функционирования опциями. Она является значимой для любого проекта или стартапа.

Далее предстоит изучить MVP более подробно. Необходимо рассмотреть определение данного термина, а также его применение в разработке и бизнесе. Также требуется выяснить, почему MVP продукта является важным аспектом для развития стартапа, ознакомиться с типами минимально жизнеспособного продукта. Вся эта информация пригодится как тем, кто занимается бизнесом, так и IT-специалистам.

Определение

Minimum Viable Product – это минимально жизнеспособный продукт. У такого проекта будет поддерживаться минимальный, но достаточный для удовлетворения первых потребителей спектр функций и возможностей. Основной задачей MVP выступает получение обратной связи, с помощью которой можно будет сформировать гипотезы дальнейшего развития того или иного продукта.

Стратегия MVP нацелена на минование создания продуктов, которые клиенты не захотят покупать. Она также подразумевает получение максимально точных данных относительно стоимости привлечения публики к тому или иному проекту. Минимально жизнеспособный продукт – это версия нового продукта, которую используют для сбора максимального количества подтвержденных гипотез о потенциальных клиентах, прилагая минимальные усилия.

Отличие от PoC

МВП – стратегия, которую легко перепутать с PoC (Proof of Concept). Такое название получила проверка концепции. Эти два понятия связаны друг с другом, но они не взаимозаменяемы. Каждая методика используется для решения определенных задач.

PoC – это все, что указывает на жизнеспособность проекта или идеи. Сюда можно отнести:

  • предзаказы;
  • маркетинговые исследования;
  • инвестиции на краудфандинговых платформах.

PoC активно используется в разработке MVP. С помощью этого подхода получается собрать доказательства во время работы над тем или иным продуктом или до стартапа. Сама концепция минимально жизнеспособного продукта – это не аргумент за идею, а непосредственный проект, готовый к эксплуатации. Он продается людям за деньги.

Для чего необходима стратегия

MVP – это стратегия, с помощью которой можно начать успешный стартап или проект. Статистические данные указывают на то, что успешными становятся лишь 10 % всех «идей», а в 42 % случаев продукты терпят фиаско, столкнувшись с отсутствием достаточного спроса на услуги или товары.

Разработка MVP включает в себя анализ нужд целевой аудитории, исследования текущего рынка, а также создание основной функциональности. Это минимум работ, необходимых для получения полноценной обратной связи от клиентов.

С помощью MVP удается оптимизировать расходы, а также получить на выходе продукт, не требующий существенных затрат. Он может быть сразу продемонстрирован инвесторам в качестве рабочего и функционального прототипа.

У MVP выделяются следующие цели:

  • проверка гипотез продукта с минимальными ресурсами;
  • ускорение процедуры обучения;
  • сокращение затраченных рабочих часов на реализацию того или иного проекта;
  • быстрое получение продукта, готового к реализации поставленных задач для ранних клиентов;
  • создание полноценной рабочей основы для других похожих продуктов;
  • формирование способностей разработки проектов.

Рассматриваемая концепция помогает команде понять реальный интерес клиентов к продукту без дополнительных расходов времени и сил для доведения проекта до идеального состояния. Чем раньше создатели получат обратную связь от покупателей, тем меньше усилий придется приложить для развития «мертвой» идеи.

MVP позволяет получить более надежные и стабильные результаты, чем опросы целевой аудитории. С помощью этой концепции удается наблюдать за реальным взаимодействием пользователей и программ. Это значит, что в процессе создания проекта разработчики смогут определить потенциальный уровень окупаемости.

Когда используется стратегия

MVP проекта может быть использован в любой ситуации, когда необходимо вывести на рынок новый продукт или услуги. Не обязательно он выступает в качестве стартапа. С помощью рассматриваемой концепции можно проверить отдельные направления и продукты.

MVP дает возможность получить максимум достоверной и полезной информации о проекте с наименьшими затратами. Данная концепция позволяет на первоначальных этапах развития идеи понять, есть ли в ней настоящий смысл. Она демонстрирует предполагаемую востребованность у целевой аудитории.

Типы MVP

Что такое MVP, понятно. Данная стратегия подразумевает классификацию подходов к ее реализации. Далее будут рассмотрены основные концепции, встречающиеся на практике.

Среди типов MVP можно выделить следующие варианты:

  1. MVP Флинстоуна или «Волшебник страны Оз». Оба названия этой концепции отлично демонстрируют принцип работы MVP. Вся работа здесь выполняется вручную, но для потребителя создается иллюзия полноценного продукта. Базовое программное обеспечение в соответствующей ситуации отсутствует вовсе, зато тут предусматривается наличие концепции продукта, требующего проверки. Основатель Zappos, Ник Свинмурн, смог доказать, что такой подход хорошо работает. В самом начале он не потратил на покупку обуви и аренду склада ни единого доллара. Все фотографии он публиковал прямо на веб-сайте. Как только потенциальная целевая аудитория стала совершать заказы, Ник отправлялся в магазин, покупал нужную обувь и отправлял ее. Функциональность сайта Свинмерна была обновлена только после того как он понял, что его проект является полностью работоспособным.
  2. Консьерж. В этой модели идея продукта тестируется без непосредственной разработки программного обеспечения. Задачи целевой аудитории решаются людьми, клиенты (потребители) прекрасно это знают. С концепции «консьерж MVP» начала свое развитие компания Wealthfront (служба финансового планирования и инвестиций). Ее сотрудники общались с клиентами, нуждающимися в помощи управления имеющимся капиталом, напрямую. В отличие от «Волшебника страны Оз» консьерж MVP направлен на непосредственную генерацию идей о будущем продукта, предоставление услуг и общение с клиентами.
  3. Поэтапный (разрозненный) подход. Модель представляет собой сложный продукт, сформированный из ряда простейших готовых решений. Примером MVP может послужить сервис коллективных скидок Groupon. Его создатель Эндрю Мейсон не создавал уникальное программное обеспечение. Он просто воспользовался для своих приложений со скидками сайт на WordPress, а также PDF-документы из AppleScript и электронную почту. Идея разрозненного минимально жизнеспособного продукта заключается в донесении ценности использования существующих инструментов вместо создания уникальных решений. Прототип продукта выглядит как комплексный проект.
  4. Однофункциональный подход. Модель базируется на создании продукта с минимальным набором ключевых функций. Обычно их немного – одна-две штуки. С помощью данной концепции получится сузить целевую аудиторию для дальнейшего получения обратной связи и ее анализа. Однофункциональный подход позволяет разработчикам сосредоточиться на тестировании проекта. Целью такого метода является формирование понимания необходимости создания основного функционала продукта. Если в нем нет необходимости, дальнейшее развитие стартапа или приложения не имеет никакого смысла. Примером MVP такого типа выступает созданный в 2009 году WhatsApp. Изначально это приложение было создано для отслеживания статуса контактов. Позже его создатели заметили, что пользователи общаются с помощью этих самых статусов. Так проект превратился в мессенджер, получив функцию отправки сообщений.

Независимо от выбранной концепции, необходимо выполнить несколько простейших шагов для ее реализации. Далее предстоит разобраться с принципами построения минимально жизнеспособного продукта. Предложенная информация подойдет и бизнесменам, и разработчикам программного обеспечения.

Поэтапное создание

Любой проект всегда начинается с придумывания ключевой идеи. Основное отличие успешного продукта от невостребованного заключается в том, что популярный продукт – это результат вполне реальной и осуществимой идеи, трансформированной при помощи детального плана дальнейшего развития.

Чтобы не допустить ошибок при формировании минимально жизнеспособного продукта, рекомендуется придерживаться некоторого алгоритма. Порядок действий может меняться в зависимости от рынка, конкретной команды и выбранной ниши, но принцип реализации МВП остается единым.

Принято делить весь процесс разработки на следующие этапы (шаги):

  1. Описание проблемы, которая может быть полноценно решена при помощи проекта. За счет данной особенности удается выяснить, чего ожидает конечный пользователь от MVP.
  2. Определение сегмента целевой аудитории, для которого создается продукт. Эксперты уверяют, что ориентироваться на широкую аудиторию – огромная ошибка. Лучше начинать проекты с небольшой группы потенциальных покупателей/потребителей.
  3. Анализ конкурентов. Этап, на котором необходимо провести исследование, чтобы понять, нет ли на рынке в выбранном направлении схожих решений. Анализ позволяет выяснить, можно ли добавить что-нибудь полезное и интересное в MVP, чтобы выделить проект среди аналогов.
  4. SWOT-анализ. Экспресс-анализ, используемый для оценки потенциала выдвинутой идеи.
  5. Построение карты пути клиента. Так называются действия, которые должен совершить человек, чтобы воспользоваться MVP.
  6. Выбор основных функций продукта. Необходимо определить операции и функции, которые помогают решать пользовательские проблемы. Остальные команды и возможности добавляются в проект позже.
  7. Непосредственное создание МВП. При разработке используют такие методологии как Lean, Scrum, Kanban и экстремальное программирование.
  8. Тестирование MVP. Продукт на этом этапе должен быть предложен реальным пользователям. Команда разработчиков собирает обратную связь и дорабатывает проект с учетом мнения и желаний потребителей.

Количество циклов тестирования и доработки до полноценного решения не установлено. Эти параметры могут меняться в зависимости от конкретного проекта. После того как MVP полностью доработан, в него добавлены все необходимые функции, он получает статус полноценного проекта. Идея будет поддерживаться и совершенствоваться с течением времени.

Ключевые принципы разработки

При разработке MVP необходимо соблюдать некоторые правила и принципы. Обратить внимание требуется на следующие моменты:

  1. Минимизация затрат. MVP – это всегда про экономию ресурсов команды или компании. Разработка должна быть предельно оптимизирована. Основной целью всех процессов служит проверка идеи при минимальных затратах на нее. Все предложения и гипотезы должны выдвигаться с учетом соответствующей особенности. Именно этот фактор служит основным критерием выбора типа MVP.
  2. Продвижение. Требуется сформировать пул бесплатных и бюджетных каналов привлечения целевой аудитории. Пример – люди, принимавшие участие в маркетинговых исследованиях.
  3. Платформы по краудфандингу. Они могут быть использованы в качестве канала продвижения и проведения полевых исследований с минимальными финансовыми затратами.
  4. Обратная связь. От качества и количества этого параметра будет зависеть успех проекта. Обратная связь позволяет оптимизировать разработку. Чтобы затраты на MVP не оказались бесполезными, требуется проводить максимальное количество A/B-тестов и разнообразных исследований.

Теперь понятно, что такое MVP в бизнесе и программировании. У этой концепции есть аналоги. Знать их должен каждый член команды.

Аналоги

Проверить гипотезы относительно продуктового подхода можно при помощи различных методов. Рассмотренная концепция является всего лишь одним из нескольких доступных вариантов. Кроме МВП необходимо обратить внимание на:

  1. PoC. Это проверка осуществимости идеи при помощи разнообразных исследований, предзаказов и статистического анализа. Разработка конкретного продукта здесь не предусматривается. Иногда с помощью PoC можно получить прототип, но без полноценно работающего функционала. В соответствующем подходе акцент делается на саму возможность реализации идеи, а также на сбор подтверждений ее востребованности.
  2. CustDev. Это методология тестирования целевой аудитории. С помощью подобного подхода удается грамотно выделить сегменты будущих клиентов, а также подготовить тесты и вопросы, выявить потребности потенциальной целевой аудитории.

Соответствующие «аналоги» MVP можно рассматривать в качестве предварительных. Они помогут тем, у кого нет достаточного бюджета для разработки полноценного минимально работоспособного проекта.

Примеры компаний с выпуском минимально рабочего проекта

Как проходит разработка MVP для стартапа, понятно. А вот крупные компании, которые пользовались соответствующей концепцией для своих идей:

  1. Uber. Изначально в Uber поддерживались только функции соединения водителей с клиентами и оплата услуги. Такой простой подход позволил компании добиться определенных успехов на рынке, а также получить огромный объем данных для анализа, привлечь инвестиции и создать успешный бизнес. Сейчас Uber предусматривает сложное и многогранное приложение с системной поддержки по всему миру.
  2. Snapchat. Первая ее концепция – это создание сервиса для обмена картинками и сообщениями. Весь контент здесь удалялся через 10 секунд после прочтения. Первая версия Snapchat вышла в 2011 году. Из продвинутых опций приложение поддерживало загрузку изображений.
  3. Foursquare. Проект, который изначально поддерживал возможность «отмечаться» и получать достижения в виде значков. После сбора обратной связи от пользователей разработчики стали расширять базовые возможности программного обеспечения. Так появились рекомендации и путеводители по городам.

Это не исчерпывающий список компаний, использующих MVP. Лучше разобраться с этим подходом к разработке помогут специализированные дистанционные курсы. Они рассчитаны на срок от нескольких месяцев до года. В конце каждому завершившему курс будет вручен электронный сертификат, подтверждающий приобретенные знания и навыки.

Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!