JavaScript – язык программирования, который легко выучить, но без должного опыта достаточно трудно применить. Пользоваться им рекомендуется при создании веб-контента, включая серверные приложения.

При создании сложных утилит рекомендуется пользоваться так называемым модульным программированием. В данной статье зайдет речь о том, как применять соответствующую особенность в JS. Также будет рассмотрен один из самых популярных движков, позволяющих реализовывать модули без особых навыков в программировании.

Модульное программирование – это…

Модульным программированием называется некая организация приложения, которая позволяет рассматривать утилиту в виде нескольких самостоятельных блоков. Структура и поведение оных будут подчиняться тем или иным правилам.

Данный вариант коддинга позволяет:

  • упростить процедуру написания софта;
  • быстрее и проще обнаруживать ошибки;
  • отделять аппаратно-зависимые задачи в отдельную «категорию»;
  • создавать утилиты, обладающие высоким уровнем мобильности.

Также посредством данной особенности программер на JS или любом другом языке сможет упростить чтение имеющейся кодификации.

Термины и понятия – что может пригодиться

JS выступает языком веб-утитил, но при определенных обстоятельствах можно сделать его универсальным. В реализации соответствующей задачи поможет определенный движок, который будет рассмотрен позже.

Для начала рекомендуется освежить познания в терминологии коддинга. Без нее изучить модули и написание кодов посредством «блоков» будет весьма проблематично:

  • алгоритм – инструкции/правила/принципы, используемые для решения поставленных задач;
  • объект – связанные между собой переменные, которые можно выбирать, а затем производить их обработку;
  • классы – объекты, связанные друг с другом, наделенные общими характеристиками;
  • компиляция – процесс создания из кода на JS или другом «синтаксисе» работающей утилиты;
  • константа – значение, не подлежащее корректировке в процессе работы кода;
  • тип данных – классификация информации того или иного типа;
  • массив – группы/перечни схожих друг с другом значений данных, которые можно группировать;
  • исключение – неожиданное/нестандартное/аномальное/нехарактерное поведение программного кода;
  • фреймворк – готовый модуль (блок) программного кода, используемый при создании сложных приложений;
  • переменная – элементарная единица хранилища данных;
  • итерация – один полный проход через набор имеющихся операций, работающих с соответствующим кодом;
  • пакет – организованный модуль интерфейсов и классов, связанных между собой.

Все перечисленные понятия пригодятся не только при коддинге на JS. Они используются во всех языках программирования и являются своеобразной «базой». Только после осваивания перечисленных понятий можно приступить к полноценному созданию программных кодов.

Модуль – определение

JS является способом создания всевозможных современных быстрых приложений и утилит. Большинство из них относят к серверным. Раньше данный вариант общения с программным и аппаратным обеспечением являлся узконаправленным. Теперь JS с легкостью выступает в качестве универсального средства коддинга. Немаловажную роль в нем играет модульное программирование.

Модуль – это функционально законченная часть или фрагмент имеющегося приложения. Обычно оформляется как самостоятельный файл с исходным кодом или поименованная непрерывная ее часть. Иногда допускается объединение модулей в так называемые пакеты.

Модулем называют переиспользуемую часть кода, которая содержит в себе:

  • особенности реализации;
  • предоставление открытого API;
  • возможность применения модуля в другом программном коде.

С помощью модульного программирования составление всевозможных утилит становится более удобным, а иногда – быстрым.

Модули в JS не являются обязательными. Выполнить большинство задач удается и без разбиения кода на «блоки». Большие утилиты лучше всего создавать посредством модулей. Этот процесс позволит даже новичку не запутаться в весьма сложных задачах.

Что можно делать через модули

Модули в ДжавеСкрипт позволят создать сложный проект «с нуля», а затем использовать имеющиеся «блоки» в будущем. Модульный подход нужно применять, чтобы:

  1. Обеспечить абстрагирование кодификации. Функциональные возможности будут передаваться сторонним библиотекам. В их реализации не придется разбираться долгое время.
  2. Провести инкапсуляцию. Данный вариант предусматривает сокрытие кодификации внутри имеющегося модуля. Это помогает «обезопасить» участок приложения от возможных корректировок.
  3. Переиспользовать имеющийся исходный код. Больше не придется снова осуществлять запись одинаковых функций и возможностей JS вручную.
  4. Производить управление зависимостями. При подобных обстоятельствах нет никакой необходимости в переписи имеющихся фрагментов кодификации.

Отсюда следует, что, если разработчик хотел или хочет создавать схожие утилиты, сократить время коддинга удается за счет модулей.

Несколько слов о преимуществах

Модульная разработка обладает огромным количеством плюсов, и не только на Джаве. В случае с JS модули выделяются следующими моментами:

  1. Хорошая поддержка. Модуль в JS выступает в виде самостоятельной части кодификации. Хорошо и грамотно написанный, он во время использования уменьшает зависимости частей кодовой базы. Делается это в максимально возможных объемах. Программу удастся расширять без полной переписи «внутренностей».
  2. Простое обновление. Модуль легко обновляется и не требует значительных изменений в исходной написанной базе. Связано это с обособленностью.
  3. Наличие пространства имен. В JS переменные, расположенные за пределами функций верхнего уровня, носят название глобальных. К ним подключаются все желающие, когда в этом возникает потребность. Модули позволяют миновать так называемого загрязнения пространства имен. Достигается такой результат путем загрузки приватных пространств для имеющихся хранилищ информации.
  4. Повторное применение. Невозможно встретить два приложения, которые выполняют схожие между собой операции, но сильно отличаются написанной «базой». Особенно если утилиты составлены на одном и том же языке. В JS и других способах общения с ПО и устройствами за счет так называемых модулей могут быть получены готовые «блоки» кода, с легкостью переносимые в иной контент.

Не стоит думать, что module programming – это только копирование и перенос. Данный вариант развития событий требует от программера определенных навыков и багажа знаний.

Паттерн «Модуль»

При создании кодификаций в JS нередко используются так называемые паттерны. Это – шаблоны ООП. Служат неотъемлемой частью разработки текущего поколения. Выступают в виде повторяемой архитектурной конструкции, которая помогает решает разнообразные задачи проектирования.

Паттерн – это типовое решение для часто встречающихся на практике операций. В Java Script паттерн под называнием «Модуль» применяется при имитации концепции классов, ведь изначально эти «объекты» в языке не найдете. Они не предусматриваются «по умолчанию».

Pattern «Модуль» позволяет:

  • осуществлять хранение публичных и приватных методов внутри одного объекта;
  • создавать публичные API;
  • давать возможность обращения к публичным методам, изолируя приватные путем замыкания.

Существуют различные вариации реализации в системе паттернов «Модуль». Их необходимо учитывать, если хочется полноценно программировать.

Анонимное замыкание

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Выше дан вариант программирования на JS с использованием так называемого замыкания. Добавлю еще и то, что такое решение на практике применяется достаточно часто. Позволяет системе задействовать локальные переменные внутри функций, не беспокоясь за случайную перезапись глобальных «значений» с аналогичными именами.

Работает по следующему принципу:

  1. Объявляется анонимная функция.
  2. Устанавливается зона видимости или замыкание.
  3. Происходит сокрытие переменных из родительных областей видимостей.

Доступ к переменным глобального характера будет подключать можно так:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Здесь обязательно проставлять круглые скобки близ анонимных функций. Связано это с тем, что задействованная инструкция, начинающаяся с function всегда выступает в качестве объявлении функции. JS не предусматривает такой вариант, если отсутствует имя. Значит, скобки обеспечивают «соединение» с функцией в процессе выполнения кодификации.

Глобальный импорт

Глобальный импорт использует разнообразные библиотеки. Примером выступает jQuery. Напоминает замыкание, но при подобных обстоятельствах ссылка на глобальные переменные выступает параметрами:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Здесь:

  • GlobalVariable – глобальная переменная, которая является единственной;
  • преимущество – хранилища данных объявляется заранее, делая чтение кодификации максимально доступным.

Такой подход применяется, когда на передовой стоит прозрачность приложения JS.

Объектный интерфейс

Чтобы программер увидел разницу в модульном программировании, стоит рассмотреть максимальное количество возможных способов подключения оного. Еще один подход – это использование объектного интерфейса:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Позволяет выбирать переменные и методы для дальнейшего использования в качестве приватных. Также таким способом удается создавать публичные методы/хранилища информации через перемещение оных в возвращаемые объекты.

Раскрывающиеся модули

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Данный подход отличается от предыдущего тем, что здесь все методы и переменные будут приватными до тех пор, пока их не раскроют явным способом.

Подходы к реализации

Подключение модулей – не самая трудная задача, но сначала стоит определиться с реализацией оной. Помимо предложенных выше примеров на серверах активно применяются различные приемы:

  • CommonJS;
  • AMD;
  • UMD;
  • запуск через nodejs.

Эти варианты позволят осуществлять подключение к блокам JS без обращения к глобальной области видимости.

CommonJS – только начало

Представлена фрагментами JS, которые применяются многократно. Создан модуль независимой группой разработчиков на благих началах. Запуск позволяет экспортировать специальные объекты, которые обеспечивают доступность оных другим модулям. Часто встречается в nodeJS.

Выделяется:

  • отсутствием загрязнения глобального пространства имеющихся имен;
  • определение зависимостей более явными методами.

Соответствующие встроенные модули обладают простым синтаксисом, поэтому легко осваиваются.

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Выше представлен пример определения.

AMD – как название процессора

Модули в JS могут работать асинхронно. В этом случае для вызова «готовых блоков» используется AMD. Загружается так:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Работает следующим образом:

  1. Функция определения модуля принимает первым аргументом имеющийся массив зависимостей.
  2. Происходит загрузка оных в фоновом режиме, который является не блокирующим.
  3. Осуществляется работа функции обратного вызова, переданной вторым аргументом.
  4. Соответствующий элемент в виде аргументов принимает загруженные ранее зависимости, позволяя использование оных.

Все зависимости в AMD определяются ключевым словом define.

UMD

Новый подход к особо сложным задачам. Позволяет пользоваться одновременно всеми перечисленными ранее модулями. Универсальное объединение «готовых шаблонов».

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Работают и на клиентах, и на серверах. Имеет поддержку определения модулей посредством глобальных переменных.

NodeJS – полноценный движок

NodeJS – это некая программная платформа, которая базируется на движке V8. Позволяет сделать из узкоспециализированного JS язык общего назначения. В основе работы используется модульное программирование.

За все время существований поддерживались несколько версий node. Сейчас работают разработки:

  • 12.x;
  • 14.x;
  • 16.x;
  • 17.x.

В апреле 2022 года планируется выпуск новой версии. Вот пример Hello, World, который отражает запуск и создание HTTP-сервера:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Задумываясь, как пользоваться платформой Node JS, стоит отметить – это довольно простой процесс, если разобраться с основами программирования. И подключить «готовые блоки» кодификаций не составит никакого труда.

Больше о модулях в Node

Запустить NodeJS – это только половина дела. Главное грамотно подключить к платформе «готовые блоки». Их здесь несколько:

  • require – для подключения модулей;
  • module – для организации работы «готовых блоков».

Подключаем рассматриваемые элементы через console примерно так:

Модульное программирование в JavaScript от А до Я

Когда запускаем очередной «блок», вызывая функцию require, важно учитывать, что:

  • resolving – отвечает за определение абсолютного пути к файлу;
  • loading – определение типа файла;
  • wrapping – создание области видимости;
  • evaluating – выполнение кодификации;
  • caching – кэширование.

Это принцип scripts modules. Больше наглядных примеров здесь.

А для того, чтобы не пришлось думать, что собой представляет файл package, как осуществляется log, каким образом работать в командной строке и подключать шаблоны в Джаве, стоит закончить специализированные курсы. С ними подключение модулей в node JS не доставит никаких хлопот. По завершению обучения гарантируется выдача электронного именного сертификата.

Модульное программирование в JavaScript от А до Я