Программное обеспечение разрабатывается при помощи специальных моделей, а также всевозможных методологий. В Сети полно информации относительно данного вопроса. Новичкам-разработчикам бывает нелегко разобраться в выбранном направлении. Поэтому далее предстоит разобрать стадии разработки программного обеспечения в том или ином случае.
От выбора конкретной модели часто зависит успех всего проекта. Алгоритм создания программного обеспечения – это ответственный вопрос. Он зависит от таких факторов, как конкретная идея, сроки и бюджет.
О жизненном цикле
Сначала нужно учесть, что у каждого программного обеспечения есть так называемый жизненный цикл. Это – этапы, через которые проходит утилита. Начинаются от непосредственного начала создания до конца проектирования и релиза.
Обычно «цикл жизни» ПО предусматривает:
- подготовку;
- проектирование;
- создание;
- поддержку.
Каждый шаг способен дробиться и делиться на более мелкие части программирования. А вот – наглядный пример соответствующего вопроса:
- Задуман релиз интернет-магазина. На этапе подготовки начинается анализ конкурентов в интернете. Создатель смог собрать данные о функциональное и трафике соответствующих ресурсов.
- Во время проектирования начинается выбор подрядчика. Здесь обсуждается архитектура проекта и дизайн будущего веб-сайта.
- Создание. Оно включает в себя заключение договора с подрядчиком. Разработчики начинают после этого писать исходный код и рисовать дизайн будущего интернет-магазинчика. На этом шаге ведется активное создание документации.
- Поддержка. Акт приемки-передачи проекта подписан. Подрядчик размещает магазин на «основных» серверах. Пользователи посещают его и сообщают об обнаруженных неполадках и сбоях. Программисты занимаются устранением багов.
Модель разработки – то, что описывает имеющиеся у проекта стадии жизненного цикла. А еще – происходящее на каждом этапе.
Методологии предусматривают наборы методов по организации управлением разработкой. Сюда включены правила, техники и принципы. Они помогают сделать процедуру наиболее эффективной.
Ключевые модели
После того, как цикл разработки ПО примерно представлен, можно определиться с соответствующей моделью. Сегодня существуют разнообразные варианты развития событий. Вот основные варианты создания контента:
- каскадная;
- написание при помощи тестирования;
- прототипами;
- модель хаоса;
- спиральная;
- итеративная;
- инкрементная;
- кодирования и устранения ошибок.
Из перечисленных моделей огромным спросом пользуются такие варианты как: V-model, Waterfall, инкрементная, спиральная, итерационная. Далее каждый подход будет рассмотрен более подробно.
Водопад
Использование «водопада» началось в 1970-х годах. Здесь процедура осуществляется поэтапно: каждый последующий шаг начинается после завершения предыдущего. Если все реализовано правильно и грамотно, такой подход становится быстрым и предельно понятным.
К преимуществам относят:
- простой контроль процесса разработки ПО;
- определение стоимости проекта на первых порах;
- отсутствие необходимости найма тестировщиков.
Недостатки каскадная модель разработки ПО тоже имеет. Среди них принято выделять:
- позднее тестирование, что приводит к сильным потерям (финансовым и временным) при ошибках в ТЗ;
- фидбек удастся получить в самом конце работы;
- обилие технической документации – этот момент способен «сорвать» сроки релиза.
Такой вариант подходит для медицины и космической отрасли. Для мест, где уже есть весьма обширная база документов, опираясь на которые, удается успешно составить ТЗ к новому программному обеспечению.
Разработка тестированием
V model development software – это создание ПО через тестирование. Впервые вариант возник в 1980-х годах. Здесь заказчик вместе с командой разработчиков одновременно составляют требования и описывают, как происходит тестирование. Делается это для каждого этапа разработки.
К преимуществам относят минимизацию ошибок архитектуры контента. К недостаткам – стоимость исправления багов.
Инкрементный подход
Процесс разработки ПО инкрементным способом – это процесс создания софта «по частям». Начинается история данного варианта в 1930-х годах. Ниже – схематичное представление этого подхода.
К преимуществам относят:
- Отсутствие необходимости крупных вложений на первоначальном этапе. Сначала оплачиваются ключевые функции. Если проект успешно стартует, его можно доработать.
- Оперативное получение фидбека. За счет данной особенности при реализации SDLC (жизненного цикла) удается вовремя исправлять ТЗ.
- Бюджетное исправление ошибок. Водопадная модель в данном смысле обходится значительно дороже.
Но при таком подходе бывает проблематично установить контакт в команде. Каждый разработчик отвечает за функциональность. Реализация соответствующего момента происходит «по личному видению» программиста. Единое понимание проекта обеспечить не так-то просто.
А еще конечный результат может быть оттянут программистами. Ключевые функции часто откладывают «в дальний ящик», много времени уделяя мелочевке. Этот подход идеален для ситуаций, при которых техническое задание изначально написано в мельчайших подробностях.
Итеративная схема
Итеративная модель разработки (или итерационная) – это ситуация, при которой есть общая идея. Заказчик не должен понимать, какой конкретно продукт он желает получать на выходе. Сразу техзадание описывать не обязательно.
Выше – графическое представление соответствующего подхода. SDLC тут сразу не описан. Он формируется по мере необходимости.
Преимущества тут такие:
- Быстрый релиз. Это позволяет писать софт, который выйдет не слишком дорогим, но качественным.
- Постоянное пользовательское тестирование. Процесс является основой успешного релиза.
Недостатки итерационная модель тоже имеет. Пример – проблемы с масштабированием. Связано это с тем, что изначально приходится задействовать базы данных и всевозможные серверы. А еще тут высок риск «отложенного старта». Подход не предусматривает четко установленных сроков и бюджета.
Спиральный подход
История спиральной модели начинается в 1988 году. Здесь в основе заложен анализ рисков проекта, который выполняется через итерации. Последующий этап базируется на предыдущем. Каждый виток заканчивается решением относительно продолжения реализации софта.
Этот подход напоминает инкрементный. Здесь больше времени уделяют оценки имеющихся рисков на каждой стадии жизненного цикла разработки ПО. К преимуществам относят проработку возможных неполадок.
Недостатков не очень много – каждый раз приходится совершенствовать софт. Из-за этого первая версия продукта иногда затягивается. А непосредственная разработка способна отнять бесконечное количество времени.
Методологии
Написание контента и ТЗ требуют от программистов выбора определенной методологии. Существуют различные варианты для эффективного cycle life program. Далее рассмотрены наиболее популярные подходы.
Agile
Эйджайл – это «гибкий» процесс разработки ПО. Он позволяет писать софт более эффективно. Включает в себя:
- экстремальное программирование;
- бережливое написание контента;
- Scrum;
- FDD;
- Программирование через тестирование (TDD);
- «чистая комната»;
- итеративно-инкрементальный метод;
- MSF;
- DSDM;
- Kanban.
Все это – rational programming. Позволяет наглядно представить SDLS process и оптимизировать его.
Канбан
Канбан – один из самых популярных процессов разработки ПО. Операция осуществляется за счет виртуальной доски. Она разбивается на этапы формирования продукта. Каждый участник сможет увидеть, какие задачи завершены, а какие – находятся на шаге формирования. Здесь легко отслеживать «проблемные места».
RUP
Rational Unified Process – методология, которая создана организацией Rational Software. В ее основе заложены такие принципы:
- ранняя идентификация и постоянное устранение ключевых рисков;
- концентрация на выполнении ТЗ;
- ожидание корректировок в техническом задании в процессе написания контента;
- компонентная архитектура, которая реализуется и тестируется на первых порах проекта;
- забота обеспечении качества каждого этапа в цикле разработки ПО;
- работа в сплоченной команде.
Ключевые люди здесь – это архитекторы. Каскадная модель тут не используется. Зато присутствует итерационная. Каждый этап продолжается порядка 6 недель. Команда в итоге должна достигнуть поставленной цели и доработать артефакты. RUP в SDLC – это ситуация, при которой первые идеи закладываются «спирально». Жизненный цикл тут имеет несколько фаз. Их демонстрирует следующая таблица:
Чтобы лучше понимать RUP и итерационные модели, стоит закончить дистанционные компьютерные курсы.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!