Работа с информацией и базами данных обычно подразумевает взаимодействие с операционными системами и серверами. Системные администраторы и разработчики обычно занимаются структурированием и контролем за работой сайтов, серверов и программного обеспечения того или иного устройства. Когда в процессе их функционирования возникают неполадки или сбои, специалистам необходимо обращаться к помощи определенных компонентов. Их называют логами.
Сегодня предстоит поближе познакомиться с логированием данных. Предстоит выяснить, что такое логи и логирование, для чего все это нужно, а также какие ключевые особенности при взаимодействии с упомянутыми элементами требуется принять во внимание. Также предстоит изучить уровни logging и типы логов.
Предложенная ниже информация рассчитана не только на IT-специалистов, но и на обычных пользователей. Последним будет проблематично считывать logs, но общее понимание логирования поможет разобраться в возникающих на устройстве ошибках.
Логи – это…
Перед более глубоким погружением в основы логирования, необходимо понять, что собой представляют логи (logs). Так называется хронологическая запись значимой информации о работе системы. Логи – файлы, в которых досконально зафиксированы те или иные события, происходящие в системе или приложении. С их помощью разработчики, администраторы и продвинутые пользователи смогут понять, что и в какой момент происходило, какие ошибки возникали и так далее.
Запись происходит в особый файл. Он называется лог-файлом или журналом логов. Для IT-специалиста такой документ выступает в качестве своеобразного справочника, рассказывающего о событиях на устройстве или в программе в тот или иной момент времени. Грамотные системные администраторы через обращение к соответствующим записям способны не только обнаруживать проблемы на ранних стадиях, но и предотвращать вероятные сбои. Несанкционированные действия, а также установка вредоносных программ и вирусное проникновение тоже фиксируются через логовые журналы. Это значит, что по ним можно эффективно и быстро определять внешнее вмешательство в приложение или сайт.
Логи – это компоненты, которые используются для контроля, мониторинга, анализа, оптимизации работы и защиты программного обеспечения, систем и серверов.
Типы логов
Перед изучением основ логирования и его уровней нужно учесть, что logs бывают разными. Они меняются в зависимости от того, какого типа данные будут фиксироваться в журналах. Это приводит к тому, что в информационных технологиях сложилась практика классификации logs. Они бывают:
- Системными. В таких файлах отображается информация о взаимодействии с операционной системой.
- Базами данных. Используются для информирования о взаимодействии с БД.
- Серверными. Демонстрируют манипуляции и события, осуществляемые на сервере.
- Почтовыми. Позволяют просматривать события и действия, происходящие на почтовых сервисах.
- Аутентификации и авторизации.
- Логами приложений. Используются, чтобы пользователи или IT-специалисты понимали, что происходит с определенным программным обеспечением в тот или иной момент времени.
Соответствующая группировка упрощает не только логирование, но поиск нужного лога. А еще – упрощает и оптимизирует дальнейшее взаимодействие с log-files.
Также предусматривается классификация логов в порядке значимости для ситуационной ошибки:
- initial information – информация об обращении (вызовах) сервера;
- warning – события, которые требуют внимания, но не являются критическими;
- not critical error – ошибки, не оказывающие никакого влияния на пользователя и работоспособность проекта;
- fatal error – ошибки, требующие срочного исправления.
Последний класс оказывает влияние не только на пользователей, но и на само программное обеспечение/систему.
Логирование – что это такое
Что собой представляет log, понятно. Теперь можно более детально изучить логирование и его уровни. Эта информация пригодится не только системным администраторам, но и другим IT-специалистам. Если обычный пользователь сможет освоить соответствующее направление, ему будет легко понять, что происходит с устройством или конкретным приложением в тот или иной момент.
Логирование – это процесс формирования logs. А именно – фиксация и структурирование информации о работе системы/приложения/сервера в отдельные лог-файлы с возможностью получения быстрого доступа к ним в случае необходимости. В соответствующих документах будет содержаться подробный отчет обо всем, что происходило с устройством или системой:
- какие действия и кем были совершены;
- когда происходили те или иные события;
- как система/программа реагировала на «происшествия» и так далее.
Логирование – процесс записи сообщений или событий, происходящих в приложении или системе, в специальные документы или базы данных.
Логирование всех значимых «происшествий» осуществляется через специальное программное обеспечение. В процессе записи информации учитываются параметры уровня детализации записей. Это связано с тем, что ни одна система не проводит фиксацию абсолютно всех событий.
Еще одним значимым элементом настройки логирования является грамотная организация хранения logs. Она должна быть такой, чтобы можно было предоставить быстрый и своевременный доступ к журналам по мере необходимости.
Log-files могут храниться на разных носителях:
- отдельный сервер;
- облачное хранилище;
- удаленный жесткий диск;
- компьютер или ноутбук и так далее.
Для обеспечения высокого уровня безопасности лог-файлы должны храниться не просто на любом удобном носителе, а в пространстве с ограниченным доступом к нему.
При работе с серверами можно осуществить настройку автоматического сбора и хранения логов. Она помогает при возникновении сбоев и ошибок на сервере анализировать сохраненные сведения. Здесь огромное значение имеет не только выявление сбоя, но и исправление возникших неполадок и предотвращение ошибок в будущем.
Уровни
Несмотря на то, что сейчас существуют разнообразные механизмы логирования (logging), общий объем записей все равно будет достаточно большим. Работать с ним станет проблематично. Это привело к тому, что в информационных технологиях появились различные уровни логирования.
В большинстве случаев можно столкнуться со следующими уровнями:
- TRACE. Наиболее низкий уровень логирования. Применяется для записи самой подробной информации о выполнении приложения или системы. Лог-файлы данного уровня будут включать в себя значения переменных, шаги выполнения алгоритмов и так далее. В production-окружении данный уровень использовать не рекомендуется. Это связано с большим объемом фиксируемых сведений.
- DEBUG. Уровень логов, который используется для записи отладочных сведений. С их помощью можно выявлять и корректировать ошибки в исходном программном коде или системе. Соответствующий уровень логов будет полезен при разработке и тестировании программного обеспечения, а также во время анализа системного поведения.
- INFO. Логирование такого уровня предназначается для записи основной информации о функционировании системы/приложения. Сюда относят запуск и остановку сервисов, начало и завершение задач и так далее. Соответствующий уровень логов используется для мониторинга работы проектов и систем в production-окружении.
- WARN. Логирование этого уровня используется, чтобы записывать предупреждения и уведомления о потенциальных ошибках и внештатных ситуациях. Подразумевается, что соответствующие события не являются критическими, но требуют внимания. В качестве примера стоит привести ввод некорректных сведений. В этом случае программа или система будет функционировать все равно.
- ERROR. Уровень логирования, используемый для записи ошибок, повлекших за собой некорректную работу сервиса или возникновение серьезных проблем. То, что здесь отображается, чаще всего требует немедленного вмешательства и исправлений со стороны разработчика/IT-специалиста.
- FATAL. Наиболее высокий уровень логирования. Он используется для непосредственной записи критических ошибок. С помощью таких логов получится выяснить, что именно и в какой конкретно момент привело к полной утрате работоспособности системы/проекта или к серьезным последствиям. Соответствующие логи способны сигнализировать о необходимости перезапуска системы или программного обеспечения.
Наиболее распространенные уровни логирования: DEBUG, WARNING, ERROR, INFO. Для соблюдения указанной выше градации программист должен внутри программы прописать соответствующие условия. В качестве альтернативы – указать условия записи логов в зависимости от ситуации при запуске logging-приложения.
Механизмы формирования логов
Логи и их журналы не подразумевают фиксацию абсолютной всей информации. Проект будет записывать только наиболее значимые логи для дальнейшего информационного анализа. В качестве примера можно привести обращение пользователя к тому или иному сайту. Соответствующая ситуация позволяет записать в лог следующее:
- URL-адрес, к которому будет обращаться пользователь;
- IP-адрес клиента;
- браузер, используемый человеком;
- операционная система, на которой запущен браузер;
- дата и точное время обращения к веб-ресурсу;
- код серверного ответа и так далее.
Для формирования лог файлов используются разные алгоритмы. Наиболее распространенными выступают:
- Занесение лога в текстовый документ. Это наиболее распространенный вариант. Он подход для логирования всех уровней. Такие журналы очень легко читать. Логи здесь представлены в виде обычного текста.
- Запись события в несколько строк. Этот вариант формирования лога более глубокий и сложный. В качестве примера стоит привести журнал ошибок. В них логи поддерживают многоступенчатую структуру. Значимые сведения из-за этого человек может пропустить. Ввиду соответствующей особенности при формировании лога «в несколько строк» необходимо использовать специальное программное обеспечение.
- Бинарные записи. Наиболее сложный вариант формирования лога. Они обрабатываются тем же программным обеспечением, что и программы, их записывающие. Журналы будут представлены двоичными кодами.
- Приложения, использующие БД или сами СУБД. Такой вариант создания логов имеет недостаток в виде вероятности замедления работы информационной базы. Оно вызвано интенсивной записью событий. При использовании соответствующего механизма формирования лога необходимо досконально прописать, что именно требуется фиксировать.
Важно помнить, что создание логов должно быть незаметным для пользователя. Если отладка проведена неверно, производительность программы или ОС будет снижаться ввиду нехватки пространства на жестком диске.
Какими могут быть уровни у логирования, а также, что такое логи, понятно. Научиться создавать журналы событий и работать с ними помогут дистанционные компьютерные курсы.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!